Амеша Спента: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
*Армайти — ползучую мускусную [[Роза|розу]], | *Армайти — ползучую мускусную [[Роза|розу]], | ||
*Аурват — [[лилия|лилию]] и т. д.<ref>«Бундахишн» 27, 24</ref>. | *Аурват — [[лилия|лилию]] и т. д.<ref>«Бундахишн» 27, 24</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Версия 16:30, 25 февраля 2023
В иранской мифологии шесть или семь божеств, составляющих ближайшее окружение верховного божества Ахурамазды. Ранние тексты изображают их существами нейтрального рода, другие[1] — мужского и женского, третьи[2] — только мужского. В период раннего средневековья Амеша Спента часто воспринимались как единый персонаж. Многие исследователи, отрицая самостоятельность каждого из Амеша Спента, склонны были видеть в них аспекты, аллегории благих качеств Ахурамазды, его эманации. Однако имена пяти Амеша Спента имеют точные соответствия в ведийской мифологии, что указывает на индоиранские истоки их образов как самостоятельных божеств, а их система в целом повторяет древнюю индоиранскую и индоевропейскую схему семибожного пантеона[3]. В состав Амеша Спента входят:
Два божества из Амеша Спента — Аша Вахишта и Boxy Мана вместе с Ахурамаздой составляют верховную триаду иранских богов. До сложения маздеизма, а впоследствии вне её ортодоксальной систематики Армайти считалась богиней земли, иногда женой либо сестрой Ахурамазды, пребывающей с ним в кровнородственном браке. В поздних текстах имеют противников из сил тьмы[4]. Амеша Спента считали также покровителями священных стихий и животных:
Известен миф о поочерёдном общении Заратуштры с каждым из Амеша Спента в различных географических пунктах западного Ирана. Эти семь явлений Амеша Спента пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Каждый из Амеша Спента в качестве отличительного символа имел свой цветок, например: |
См. также:
|
Черновые материалы
в парсизме почитаются семь "бессмертных святых" - Амеша Спента), олицетворявших: благую мысль, высшую справедливость, желанное царство божие, благочестие, совершенное здоровье, обновляющее бессмертие, чуткое послушание.
Литература
- Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
- Geiger В., Die Amesa Spentas, ihr Wesen und ihre ursprungliche Bedeutung, Wien, 1916 < MNME
- Colpe C., Reflections on the history of the Amesa Spanta conceptions. XXIX Congrйs International des orientalistes. Rйsumйs des communications, Nogeut sur Marne, 1973 < MNME