Янтра: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(в)
 
м
 
Строка 62: Строка 62:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Индийская мифология]]
+
[[Категория:Индия]]

Текущая версия на 08:49, 1 июня 2023

Магическая диаграмма на плоскости, используемая при медитации.
Линейная диаграмма, служащая опорой для медитации, вместо мандалы и выражающая ее принцип.
Божества, изображенные на мандале, заменяются линиями, но речь идет лишь об упрощенном изображении квинтэссенции той же самой идеи.
Известный в древнеиндийской символике, а также почитаемый в Новое время графический символ в форме геометрически пропорционального знака, своей центрированностью похожего на мандалу и способствующий медитации. Янтра состоит, как правило, из наложенных друг на друга треугольников, квадратов и кругов, которые, с одной стороны, сообщают содержание при известном их значении, а с другой — непосредственно выражают бессознательные архетипические структуры психики.

Известна прежде всего «Шри-янтра[1]», рисунок которой отражает философскую дуалистическую систем:

  • в центре невидимая точка бинду
  • сжатая Вселенная,
  • соединение сил творения[2],
  • материнское семя, центр равновесия полярных сил;
  • пять треугольников, повернутых книзу
  • Шакти, пятисоставной образ Силы,
  • их вершины — стремление к реализации;
  • четыре треугольника … вверх
  • Шива,
  • их вершины — возвращение;
  • первый круе, охватывающий фигуры — восьмилепестковый лотос творения;
  • второй — лотос с шестнадцатью лепестками;
  • тройная окружность (тримехала);
  • квадрат, сориентированный по странам света — Земля.

Все вместе это отражения первородной Силы в ее основных проявлениях.

Медитации над единством полярных сил должна вызывать сильное чувство гармонии с самим собой и возвышения над преходящей суетой.

Образы божеств в буддийской мандале иногда заменяют санскритскими буквами по углам. Каждая из них имеет свое особое носовое окончание (как и каждый лепесток, каждый угол, каждая фигура) и означает одну из специфических энергий человеческого существа, а также богиню (йогини), обитающую в этой части тела.

Каждое божество, или сила человека, обладает собственной янтрой и отзывается на особую мантру, которую называют душой янтры.

Как и в мандале, медитирующий начинает с внешнего слоя, с наружных, физических сил тела, и движется внутрь, к силам внутренним, сверхчувственным.

Во время церемоний посвящения в центр янтры ставят чашу с благовонной водой, в которую должно снизойти божество.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Индийская мифология
Индуистская мифология
Буддийская мифология
Графические символы

Мандала
Мантра
Точка
Треугольник
Квадрат
Круг
Лотос

Шива
Шакти

Литература

  • ---

Примечания и комментарии

  1. Шри — шакти, через которую Бог проявляется во всем сущем.
  2. Цельное сознание, в котором заключены все миры и существа, которым предстоит проявиться.