Братчина: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне») |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
— сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация, имевшая своего патрона и годовой праздник. Словом братчина назывался также праздник или пиршество членов Б. Русская Б. нередко сочеталась с храмовым, обетным или крупным годовым праздником («Николыцина», «Михай-ловщина», «Кузьминки» и т.п.), иногда бывала приурочена к окончанию сбора урожая, часто также к Ильину дню (20.У11/2.УШ). На Русском Севере для Б. особо выкармливали и закалывали жертвенного быка, вола или барана и варили его в большом котле. На Воло-годчине в Ильин день пекли огромный каравай «для всего мира» (ради этого ломали устье печи) и 12 караваев поменьше. У русских братчинами назывались также общие празднования в складчину (ссыпщина, ссыпка, мирщина); существовали еще пивные Б., к которым относились и популярные в народе «николь-щины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»). В Белоруссии и на юге России устраивались «свечные» Б. — общества, собиравшие в праздник меду и воску по десять пудов. Братчики делали большую свечу, зажигали ее «на куге» накануне праздника; она стояла в доме, пока происходил пир, затем на следующий день ее несли в церковь, освящали и возвращали в дом, где снова пировали (это называлось «гуляние свечи»), после чего свечу отправляли в дом того братчика, кому по очереди выпало держать свечу до следующей Б. В Боснии и западной Сербии также делали общую огромную «свечу пахарей», которую несли в церковь, освящали и зажигали по большим праздникам. Католические Б. в Далмации и Хорватии брали на себя функцию призрения бедных и больных, они устраивали свои праздники в день святого — патрона Б., имели свой фольклор (песни, приговоры, танцы, театр). Первое русское свидетельство о Б. как о праздничной трапезе в Петров день и складчине дано под 1159г. в Ипатьевской летописи. Б. восходит к дохристианским союзам: мужским (охотничьим, воинским), женским и девичьим. См. также Жертва. Лит.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 382-387. Н.И. Толстой < [[SMES]] | — сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация, имевшая своего патрона и годовой праздник. Словом братчина назывался также праздник или пиршество членов Б. Русская Б. нередко сочеталась с храмовым, обетным или крупным годовым праздником («Николыцина», «Михай-ловщина», «Кузьминки» и т.п.), иногда бывала приурочена к окончанию сбора урожая, часто также к Ильину дню (20.У11/2.УШ). На Русском Севере для Б. особо выкармливали и закалывали жертвенного быка, вола или барана и варили его в большом котле. На Воло-годчине в Ильин день пекли огромный каравай «для всего мира» (ради этого ломали устье печи) и 12 караваев поменьше. У русских братчинами назывались также общие празднования в складчину (ссыпщина, ссыпка, мирщина); существовали еще пивные Б., к которым относились и популярные в народе «николь-щины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»). В Белоруссии и на юге России устраивались «свечные» Б. — общества, собиравшие в праздник меду и воску по десять пудов. Братчики делали большую свечу, зажигали ее «на куге» накануне праздника; она стояла в доме, пока происходил пир, затем на следующий день ее несли в церковь, освящали и возвращали в дом, где снова пировали (это называлось «гуляние свечи»), после чего свечу отправляли в дом того братчика, кому по очереди выпало держать свечу до следующей Б. В Боснии и западной Сербии также делали общую огромную «свечу пахарей», которую несли в церковь, освящали и зажигали по большим праздникам. Католические Б. в Далмации и Хорватии брали на себя функцию призрения бедных и больных, они устраивали свои праздники в день святого — патрона Б., имели свой фольклор (песни, приговоры, танцы, театр). Первое русское свидетельство о Б. как о праздничной трапезе в Петров день и складчине дано под 1159г. в Ипатьевской летописи. Б. восходит к дохристианским союзам: мужским (охотничьим, воинским), женским и девичьим. См. также Жертва. Лит.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 382-387. Н.И. Толстой < [[SMES]] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Славяне]] |
Текущая версия на 14:23, 1 июня 2023
— сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация, имевшая своего патрона и годовой праздник. Словом братчина назывался также праздник или пиршество членов Б. Русская Б. нередко сочеталась с храмовым, обетным или крупным годовым праздником («Николыцина», «Михай-ловщина», «Кузьминки» и т.п.), иногда бывала приурочена к окончанию сбора урожая, часто также к Ильину дню (20.У11/2.УШ). На Русском Севере для Б. особо выкармливали и закалывали жертвенного быка, вола или барана и варили его в большом котле. На Воло-годчине в Ильин день пекли огромный каравай «для всего мира» (ради этого ломали устье печи) и 12 караваев поменьше. У русских братчинами назывались также общие празднования в складчину (ссыпщина, ссыпка, мирщина); существовали еще пивные Б., к которым относились и популярные в народе «николь-щины» в честь «пивного бога» Николы (ср. рус. наниколиться — «напиться в Николин день»). В Белоруссии и на юге России устраивались «свечные» Б. — общества, собиравшие в праздник меду и воску по десять пудов. Братчики делали большую свечу, зажигали ее «на куге» накануне праздника; она стояла в доме, пока происходил пир, затем на следующий день ее несли в церковь, освящали и возвращали в дом, где снова пировали (это называлось «гуляние свечи»), после чего свечу отправляли в дом того братчика, кому по очереди выпало держать свечу до следующей Б. В Боснии и западной Сербии также делали общую огромную «свечу пахарей», которую несли в церковь, освящали и зажигали по большим праздникам. Католические Б. в Далмации и Хорватии брали на себя функцию призрения бедных и больных, они устраивали свои праздники в день святого — патрона Б., имели свой фольклор (песни, приговоры, танцы, театр). Первое русское свидетельство о Б. как о праздничной трапезе в Петров день и складчине дано под 1159г. в Ипатьевской летописи. Б. восходит к дохристианским союзам: мужским (охотничьим, воинским), женским и девичьим. См. также Жертва. Лит.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 382-387. Н.И. Толстой < SMES