Андреев день: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне»)
 
Строка 50: Строка 50:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>==
 
<small><references /></small>
 
<small><references /></small>
[[Категория:Славянская мифология]]
+
[[Категория:Славяне]]

Текущая версия на 15:20, 1 июня 2023

Описание

Андре́ев день
—————————


День памяти Св. Андрея Первозванного, отмечаемый 30 ноября.


Народный культ апостола Андрея известен всем славянам, но по характеру обрядности выделяются две самостоятельные традиции:

• почитание Андрея как покровителя брака, олицетворения мужского начала (в соответствии с греческой этимологией его имени «Андрос», то есть мужчина),
• и как повелителя диких зверей (медведей и волков).

В первой традиции определяющими оказываются матримониальные мотивы (приметы и гадания, связанные с замужеством), наиболее заметно выраженные в обычаях славян-католиков и униатов. Во второй традиции, наиболее типичной для южных славян, актуальны ритуалы, направленные на защиту от волков и медведей.

Канун Андреева дня как девичий праздник и время гаданий о замужестве известен у хорватов и словенцев, у западных славян и в западных р-нах восточнославянской зоны (в меньшей степени — у русских). У белорусов и украинцев наиболее популярным для Андреева дня был такой тип гаданий, при котором девушки сыпали семена льна или конопли в доме (под столом, у порога, вокруг кровати) либо выскакивали полураздетыми во двор и «сеяли» зерна под окнами хаты, у колодца и т. п., при этом приговаривали: «Андрею, Андрею, я на тебя конопли сею, дай мне знати, с кем буду сбирати» (либо: «с кем буду свадьбу играти», «под венцом стояти» и т. п.). В украинском Полесье была широко распространена приуроченная к Андрееву дню игра колиту доставать или колиту кусать: девушки пекли медовый корж (называемый колита), который затем подвешивали на шнурке к потолочной балке; участники игры поочередно «подъезжали» верхом на кочерге к коржу и пытались откусить от него кусок без помощи рук; при этом запрещалось смеяться; того, кто не мог удержаться от смеха, ведущий в игре мазал сажей.

Андреев день считался началом зимы. По карпатским верованиям, ночь накануне этого дня — время разгула нечистой силы; для защиты от нее гуцулы жгли «андреевские костры». Утром Андреева дня в карпатских селах хозяева поджидали первого гостя мужского пола, называемого полазником.

У православной части южных славян Св. Андрей почитался как хозяин и повелитель диких зверей. В западной Болгарии и восточной Сербии Андреев день назывался «Медвежий день». Утром этого дня хозяйки варили кукурузу и бросали вареные зерна в дымоход со словами: «Вот тебе, медведь, вареная кукуруза, чтобы ты не трогал растущую в поле и не задирал людей и скот». Несколько початков относили в кукурузное поле, чтобы медведь не портил посевы. В восточной Сербии накануне Андреева дня хозяйки оставляли три вареных початка на плодовом дереве или на крыше дома, во дворе на поленницах дров — как «ужин медведю». В этот день запрещалось чинить или шить новую обувь, «чтобы не задавил медведь»; ходить в лес, чтобы не встречаться с медведем. В центральных и западных районах Сербии, в Боснии то же самое делали для защиты от волков. С этого дня запрещались все прядильно-ткацкие работы, гребни складывались вместе, «чтобы у волков была закрыта пасть»; не разрешалось сновать и мотать нитки, «чтобы звери не мотались возле загонов для скота»; строго соблюдался запрет на всякое рукоделие (шитье, вязание), «чтобы не схватил медведь» и т. п. В течение всего рождественского поста не плели веревок, не строили изгородей, «чтобы волки не задирали скот».

У болгар повсеместно распространено поверье, что с Андреева дня (Едрея) световой день начинает увеличиваться «на одно просяное зернышко» и все вокруг наедрява, то есть увеличивается, прибавляет в весе. Этой народной этимологией объясняются многие обычаи, связанные с магией плодородия. Чтобы хорошо росло все посеянное, чтобы еды было больше, варили и ели разные зерна, угощали соседей, остатки сыпали курам; опасались давать эту еду чужим людям, чтобы они не отняли плодородие. Считалось, что в тех домах, где отмечали Андреев день как следует, год будет благополучным и урожайным.

00-00-000-000.jpg

Смотри:

Славянская мифология

Календарь

Праздники

Андрей, Св. апостол


Смотри также:


Полазник

Зима

Медведь

Кукуруза

Библиография

SMESВиноградова Л. Н. , Андреев день // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. Изд. 2-е. — М.: Междунар. отношения, 2002
Виноградова Л. Н., Толстая С. М. Обычаи Андреева дня у славян // Живая старина. 1994. № 3. С. 26-27 < SMES
— Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Зимние праздники. М., 1973. С. 205—206, 266—267, 284—285 < SMES

Примечания и комментарии