Витязь на распутье: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Славянская мифология» на «Категория:Славяне») |
||
Строка 26: | Строка 26: | ||
Еще интересно, что музей создан на основе коллекции купчихи из старообрядческой семьи. А Савва Мамонтов - тоже старообрядец. Причем предки почти всех крупных промышленников XIX века не были старообрядцами по рождению, но перешли в раскол в царстование Николая I. Получается так: дед уходит в раскол и начинает дело, отец достигает в этом успеха, а сын и внук становится знатоком и ценителем искусства | Еще интересно, что музей создан на основе коллекции купчихи из старообрядческой семьи. А Савва Мамонтов - тоже старообрядец. Причем предки почти всех крупных промышленников XIX века не были старообрядцами по рождению, но перешли в раскол в царстование Николая I. Получается так: дед уходит в раскол и начинает дело, отец достигает в этом успеха, а сын и внук становится знатоком и ценителем искусства | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Славяне]] |
Текущая версия на 17:34, 1 июня 2023
«Витязь на распутье» — картина Виктора Васнецова, написанная в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова
Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.
В письме к Владимиру Стасову Васнецов пишет: На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью..."
Сюжет «Витязя на распутье» воспроизведён на надгробии художника на Введенском кладбище.
Карандашные наброски и эскизы к картине появились в начале 1870-х годов. В 1877 году Васнецов с брата Аркадия пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Сюжет картины возник под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники».
В 1877 году была закончена работа над первым вариантом картины. Васнецов выставляет её на VI Передвижной выставке 1878 года.
Окончательный вариант картины был написан в 1882 году для Саввы Ивановича Мамонтова.
В начальных эскизах витязь был повёрнут лицом к зрителю. В последней версии был увеличен размер холста, уплощена композиция, стала монументальней фигура витязя. В начальных версиях картины была дорога, но Васнецов убрал её в версии 1882 года для большей эмоциональности, чтобы не было другого выхода, кроме указанного на камне.
Картины написаны маслом на холсте. Версия 1882 года хранится в Государственном Русском музее. Версия 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее.
Этана! В своей теме "Двойные картины" я упоминал уже картину Васнецова, поскольку существует несколько вариантов ее (даже такой, где витязь смотрит на зрителя!). Смотрите в комментариях к посту: http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post63701845/Но с нетерпением жду развития темы!!!
У сына в последнее время любимый мультфильм "Алеша Попович и Тугарин Змей". И там как раз есть указательный камень с похожим текстом.
Но, так как я привыкла к менее оптимистичному тексту из "Жар-птицы": "Направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - добро потеряешь, прямо пойдешь - смерть свою найдешь," захотелось посмотреть, какие еще могут быть варианты.
Естественно начала с картины Васнецова :)
Еще интересно, что музей создан на основе коллекции купчихи из старообрядческой семьи. А Савва Мамонтов - тоже старообрядец. Причем предки почти всех крупных промышленников XIX века не были старообрядцами по рождению, но перешли в раскол в царстование Николая I. Получается так: дед уходит в раскол и начинает дело, отец достигает в этом успеха, а сын и внук становится знатоком и ценителем искусства