Амбар-она: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 10: Строка 10:
  
 
С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк).
 
С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк).
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
 
:
 
:
 
----
 
----
:[[Хаким-ата]]
+
:Хаким-ата
:[[Зенгир-баба]]
+
:Зенгир-баба
 
:[[Ардвисура Анахита]]
 
:[[Ардвисура Анахита]]
:[[Хубби-Ходжи]]
+
:Хубби-Ходжи
 
----
 
----
 
:[[Вода]]
 
:[[Вода]]
Строка 25: Строка 25:
 
*Басилов В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Басилов В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME
 
*Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Текущая версия на 20:04, 1 июня 2023

Амбар-она́

В мифологии узбеков и других народов Хорезмского оазиса покровительница женщин и женских занятий. Жена Хаким-ата, а после его смерти — покровителя крупного рогатого скота Зенги-баба. Вне Хорезмского оазиса представления об Амбар-она нечётки.

Видимо, в основе её образа — авестийское божество плодородия Ардвисура Анахита. Сохранились мифы о долгих и безуспешных странствиях Амбар-она в поисках сына Хубби-Ходжи (типичный сюжет мифа о божестве плодородия). Хубби-Ходжа, которому приписывалась способность оживлять закланных и съеденных животных, утонувших людей, скрылся в водах Амударьи, устыдившись, что превзошёл отца святостью. Считалось, что он регулирует режим Амударьи, покровительствует плавающим по ней.

К Амбар-она обращались за помощью повитухи, знахарки, шаманки. Многие обряды, посвящённые ей, связаны с водной стихией, Амударьёй. На носах судов, плававших до Амударье, изображалась голова Амбар-она.

С именем Амбар-она связывается также возникновение обряда, призванного стимулировать произрастание посевов изготовление весеннего кушанья из проросших пшеничных зёрен (сумаляк).

00-00-000-000.jpg

См. также:


Хаким-ата
Зенгир-баба
Ардвисура Анахита
Хубби-Ходжи

Вода

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Снесарев Г. П., Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма, М. 1969, с. 240-62 < MNME