Желмауыз кемпир: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 38: | Строка 38: | ||
*Басилов B. H. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Басилов B. H. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
*Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103 < MNME | *Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Тюрки]] |
Версия 20:07, 1 июня 2023
В мифологии казахов и киргизов демоническое существо в образе старухи, нередко с семью головами. Обычно олицетворяет злое начало. Желмауыз кемпир — людоедка, похитительница детей; в образе лёгкого она плавает на поверхности воды, а когда приближается человек, превращается в семиглавую старуху, хватает его и вынуждает отдать сына (сказка «Ер-Тостик»). Существует мнение, что образ Желмауыз кемпир (как и близкой ей мыстан кемпир казахов) восходит к культу матери-покровительницы. На это указывают присущие ей иногда функции шаманки-волшебницы, хозяйки родового огня, владычицы и стража «страны смерти». Черты доброй бабы-яги, покровительницы героя, Желмауыз кемпир сохранила в некоторых волшебных сказках, в которых она рассказывает, как добыть самоиграющую домбру, помогает достать волшебное зеркало и жениться. У киргизов разновидность Желмауыз кемпир — демон мите, представлявшийся старухой в лохмотьях, которая живёт в горах, в лесу, далеко от человеческих жилищ. Она увлекает девушек в свой шалаш и незаметно сосёт у них из колена кровь; когда жертва ослабеет, мите её съедает. Мите близок демон жалмавыз [ялмавыз (карчык)] казанских татар. Аналогичный персонаж имеется в мифологиях
|
См. также: |
Литература
- Басилов B. H. Одноимённая статья в MNME
- Баялиева Т. Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, Ф., 1972, с. 103 < MNME