Бодончар: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
 
:Б'''о'''дончар
 
:Б'''о'''дончар
В мифологии монгольских народов предок [[Чингисхан]]а, сын праматери рода Чингисхана [[Алан-гоа]]. Б. родился спустя некоторое время после смерти [[Добун-мерген]]а, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рожденным сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Б. же ([[Боденжар]]) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Старшие братья обвиняют Б. в том, что он незаконнорожденный, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Б. положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Б. занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Б., воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооружённое нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср. [[Борте-Чино]]), захватив себе в жёны беременную женщину.
+
В мифологии монгольских народов предок [[Чингисхан]]а, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Б. родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рожденным сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Б. же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Старшие братья обвиняют Б. в том, что он незаконнорожденный, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Б. положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Б. занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Б., воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооружённое нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср. [[Борте-Чино]]), захватив себе в жёны беременную женщину.
  
 
Лит.: Козин С. А., Сокровенное сказание. М.-Л., 1941; Шара Туджи Монгольская летопись XVII века, пер. Н. П. Шастиной, М.-Л., 1957, Лубсан Данзан, Алтан тобчи, пер с монг., введение, коммент. н. П. Шастиной, M, 1973; Балданжапов П. Б., Altan Tobci, Монгольская летопись XVIII в., Улан-Удэ, 1970, Автобиография Тимура Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире, пер. с тюркского и джагатайского, вступит, статья В. А. Панова, [М.], 1934.
 
Лит.: Козин С. А., Сокровенное сказание. М.-Л., 1941; Шара Туджи Монгольская летопись XVII века, пер. Н. П. Шастиной, М.-Л., 1957, Лубсан Данзан, Алтан тобчи, пер с монг., введение, коммент. н. П. Шастиной, M, 1973; Балданжапов П. Б., Altan Tobci, Монгольская летопись XVIII в., Улан-Удэ, 1970, Автобиография Тимура Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире, пер. с тюркского и джагатайского, вступит, статья В. А. Панова, [М.], 1934.
Строка 7: Строка 7:
  
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Бодончар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1194 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 181 Словарь)]
 
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Бодончар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1194 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 181 Словарь)]
[[Категория:Монгольская мифология]]
+
[[Категория:Монголия]]

Текущая версия на 20:20, 1 июня 2023

Бодончар

В мифологии монгольских народов предок Чингисхана, сын праматери рода Чингисхана Алан-гоа. Б. родился спустя некоторое время после смерти Добун-мергена, мужа Алан-гоа (в некоторых вариантах — вместе с двумя братьями). Его отцом было небесное (солнечное) божество, которое приходило к Алан-гоа после заката в виде жёлтого человека, а уходило перед восходом в облике жёлтого пса [совмещение двух концепций происхождения героя: небесного (солярного) и тотемического]. В тюркских генеалогиях Чингисхана чудесно-рожденным сыном Алан-гоа (Алангу) оказывается сам Чингисхан, Б. же (Боденжар) называется лишь в числе его «земных» старших братьев. Старшие братья обвиняют Б. в том, что он незаконнорожденный, и это вынуждает Алан-гоа раскрыть тайну своей связи с небожителем. Тем, что после смерти матери братья лишают Б. положенной ему доли наследства, и своим прозвищем Мунгхаг («простак») он напоминает героя волшебной сказки. Отселившись, Б. занимается соколиной охотой: с места его стоянки при северо-западном ветре летит птичий пух, подобный снежным хлопьям. Ежедневно он заходит в стойбище соседнего племени. Однажды Б., воспользовавшись помощью разыскавших его братьев, совершает вооружённое нападение на это племя, не имевшее ранее вождя, и становится его главой (ср. Борте-Чино), захватив себе в жёны беременную женщину.

Лит.: Козин С. А., Сокровенное сказание. М.-Л., 1941; Шара Туджи Монгольская летопись XVII века, пер. Н. П. Шастиной, М.-Л., 1957, Лубсан Данзан, Алтан тобчи, пер с монг., введение, коммент. н. П. Шастиной, M, 1973; Балданжапов П. Б., Altan Tobci, Монгольская летопись XVIII в., Улан-Удэ, 1970, Автобиография Тимура Богатырские сказания о Чингис-хане и Аксак-Темире, пер. с тюркского и джагатайского, вступит, статья В. А. Панова, [М.], 1934.

С. Ю. Неклюдов

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Бодончар, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 1194 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 181 Словарь)]