Спорыш: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 22: | Строка 22: | ||
*Тихоницкая Н. Н., «Спорина» в жатвенных обрядах и песнях, преимущественно белорусских // в кн.: Язык и литература, в. 8, Л., 1932 < MNME | *Тихоницкая Н. Н., «Спорина» в жатвенных обрядах и песнях, преимущественно белорусских // в кн.: Язык и литература, в. 8, Л., 1932 < MNME | ||
*Терновская О. А., Словесные формулы в урожайной обрядности восточных славян // в кн. Фольклор и этнография, Л., 1974 < MNME | *Терновская О. А., Словесные формулы в урожайной обрядности восточных славян // в кн. Фольклор и этнография, Л., 1974 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Славяне]] |
Текущая версия на 22:18, 1 июня 2023
В восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Спорыш представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с богом и Раем). Первоначально наименованием Спорыш обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении архаичных аграрных обрядов из двойных колосьев — Спорышу плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла — спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов — покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. Спорыш может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества, родственного балтийскому Юмису, древнеиндийским Ашвинам. |
См. также:
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Тихоницкая Н. Н., «Спорина» в жатвенных обрядах и песнях, преимущественно белорусских // в кн.: Язык и литература, в. 8, Л., 1932 < MNME
- Терновская О. А., Словесные формулы в урожайной обрядности восточных славян // в кн. Фольклор и этнография, Л., 1974 < MNME