Мороз: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
 
----
 
----
 
:[[Кузнец]]
 
:[[Кузнец]]
:[[Богатырь]]
+
:Богатырь
 
:[[Дзяды]]
 
:[[Дзяды]]
 
----
 
----
:[[Санта-Клаус]]
+
:Санта-Клаус
:[[Пэр-Ноэль]]
+
:Пэр-Ноэль
 
|}
 
|}
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>==
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
[[Категория:Славяне]]
 
[[Категория:Славяне]]

Текущая версия на 22:22, 1 июня 2023

Моро́з
Моро́зко

Персонаж славянского сказочного и обрядового фольклора; культ Мороза косвенно отражен во всех славянских традициях (главным образом в пословицах и поговорках). У восточных славян представлен сказочный образ Мороза — богатыря, кузнеца, который сковывает воду «железными» морозами (калинниками, по народной этимологии связанными с «калить»); сходные представления отражены в чешских и сербо-хорватских фразеологических оборотах и обычаях, связанных с кузнецами. Возможно, что сказочный образ Мороза (Трескуна, Студенца), в русской сказке идущего с Солнцем и Ветром и угрожающего заморозить встретившегося им мужика, может быть сопоставлен с образом Мороза, живущего в ледяной избушке и одаривающего (в функции сказочного помощника) пришедшего к нему. Обрядовые представления, лежащие в основе этих образов, сохранялись у восточных славян в ритуале кормления Мороза накануне Рождества и в Велик день. В каждой семье старший должен был выйти на порог или высунуться в волоковое окно с печи и предложть Морозу ложку киселя или кутьи со словами: «Мороз, Мороз! приходи кисель есть; Мороз, Мороз! не бей наш овес!»; затем следовало перечисление растений и злаков, которые Мороз не должен был побить (ср. обычай кормления дедов-покойников и сочетание Дед-Мороз). В восточнославянской низшей мифологии Мороз — старичок низенького роста, с длинной седой бородой, бегающий по полям и стуком вызывающий трескучие морозы; от удара Мороза по углу избы трескается бревно.

Русские народные поверья о Морозе получили поэтическую обработку у Н. А. Некрасова. Дальнейшая трансформация обрядов, связанных с Морозом, в городской среде вызвана влиянием западноевропейских рождественских обычаев: Дед-Мороз — рождественский дед; ср. Санта-Клаус, Пэр-Ноэль и т. п.

См. также:
Славянская мифология

Кузнец
Богатырь
Дзяды

Санта-Клаус
Пэр-Ноэль

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME