Никола: различия между версиями
м |
м |
||
| Строка 20: | Строка 20: | ||
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | *Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]] | ||
*Успенский Б. А., Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении // в кн.: Труды по знаковым системам, в. 10, Тарту, 1978 < MNME | *Успенский Б. А., Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении // в кн.: Труды по знаковым системам, в. 10, Тарту, 1978 < MNME | ||
| − | [[Категория: | + | [[Категория:Славяне]] |
Текущая версия на 22:34, 1 июня 2023
В славянской мифологии обозначение святого Николая (иногда и других святых), восходящее к персонажу языческой эпохи, или название злого духа. Таковы лесной дух nikolaj y кашубов, задающий загадки заблудившимся (отгадавших выводит на дорогу, не отгадавшие продают душу чёрту), злой дух Mikolеj: ср. восточнославянские представления о Николе Дуплянском, обитающем в дупле в лесу, о связи Николы с охотой, лешим. На связь с демоническими персонажами указывает также хромота или слепота (кривизна) Николы. Для позднего пласта восточнославянской демонологии характерен обычай завивания «бородки» Николе («Миколина бородка», «бородка Микуле»), восходящий к древним представлениям о завивании бороды Волосу — Велесу. С Велесом Николу связывают также функции покровителя скотоводства и земледелия, хозяина земных вод. В народных верованиях Никола противопоставляется Илье-пророку как милостивый земной святой грозному небесному громовнику (ср. противопоставление громовержца Перуна его земному противнику в славянской мифологии). Ср. также Санта Клауса — рождественского деда в поздней западноевропейской традиции, которого сопровождает демоническая свита. |
См. также:
|
Литература
- Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Успенский Б. А., Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении // в кн.: Труды по знаковым системам, в. 10, Тарту, 1978 < MNME