Гуй: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 9: | Строка 9: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуй, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2169 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуй, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2169 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)] | ||
+ | [[Категория:Китай]] |
Текущая версия на 23:19, 1 июня 2023
В древнекитайской мифологии душа (дух) умершего. С распространением буддизма Г. стало общим названием демонов и обитателей ада. Различные Г. входили в даосский пантеон. Согласно поздним народным представлениям, Г. похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, принимает облик пса, лисицы и других зверей, мужчины или женщины, чтобы завлекать людей и убивать их. Различались Г. утопленника (шуйциньгуй), повесившегося (дяоцзингуй), съеденного тигром, который ходит вместе с тигром, пока тот не съест другого (лаохугуй); с бамбуковым шестом, на реке заманивающий людей в лодку (чжуганьгуй); огненный (хогуй); волосатый (маогуй), поджидающий свою жертву (чаще всего детей) на перекрёстке; голодный, насылающий болезни, чтобы есть еду за больных (эгуй); умершего в тюрьме от голода (баньфангуй) и т. п. В большинстве случаев, однако, Г. — это неупокоенная душа умершего насильственной смертью или самоубийцы, не захороненных на родовом кладбище. Считалось, что Г. боится крика, чтения классических конфуцианских книг или буддийской «Сутры Авалокитешвары», календарей, меча, которым зарубили много людей (такой меч клали в постель к больному или вешали вместе с календарём в свадебном паланкине), мочи, плевка, тростника (его привязывали к постели больного или к телу невесты, едущей в дом мужа), персикового дерева (веткой персика шаманы отгоняли болезнь), различных амулетов. Г. часто изображались в храмах, а также на народных картинах, обычно с остроконечной головой и рыжими волосами. Встреча человека с Г.- популярная тема средневековых новеллистов.
Лит.: Цин-шуй, Тань гуй (О бесах), «Миньсу», 1929, No 68, с. 1-12; Алексеев В. М., Китайская народная картина, М., 1966, с. 207—209; Савада Мидзухо, Сацудзин сайки (Человеческие жертвоприношения духамгуй), «Тэнри дайгаку гакухо», 1964, No 43; его же, Кэнкико (Разыскания о встречах с духами-гуй), там же, 1972, No 81; Идзуси Есихико, Сина синва дэнсэцу-но кэнкю (Исследования китайских мифов и легенд), Токио, 1943, с. 393—444.
Б. Л. Рифтин
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуй, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2169 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 341 Словарь)]