Нейт: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Озирис» на «Осирис»)
м
 
Строка 45: Строка 45:
  
 
Р. И. Рубинштейн [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нейт, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5508 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 210 Словарь)]
 
Р. И. Рубинштейн [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нейт, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5508 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 210 Словарь)]
[[Категория:Египетская мифология]]
+
[[Категория:Египет]]

Текущая версия на 15:00, 2 июня 2023

Статуэтка богини Нейт. Ок. 600 г. до н. э. (XXVI династия)

Уже в «Текстах Пирамид» (606) и надписях древнего царства неоднократно упомянута как мать бога Себека и путеводительница покойного.

Нейт — богиня умерших, она стоит на страже вместе с Изидой, Нефтидой и Селькет у носилок Осириса. Посредством бинтов для мумии умерший должен заслужить её божественную защиту. Бинты и соляные растворы являются даром Нейт, которая считалась покровительницей ткачества.

Постоянно выступает в качестве матери божеств, особенно солнечных.

В Новом царстве она считается «матерью бога», «которая родила бога Ра».

Тем самым Нейт встает на место древней богини, которая стоит по ту сторону поколений.

Сперва через нее было «создано семя богов и людей».

Особенно почиталась в Саисе, где играла первенствующую роль, не входя в состав триады. Через расположение её культового города в дельте объясняется её близкое отношение к богу-крокодилу Сухосу, которого называют её сыном.

До степени главного божества страны возвысилась в т. н. саисскую эпоху, совпадающую с началом синкретизма и гностического направления в религии; поэтому с ней сопоставлялись все женские божества и с её именем соединялись возвышенные философско-богословские представления. Плутарх и Платон передают следующим образом саисский догмат: «Я все бывшее, настоящее и грядущее; моего покрывала никто не открывал; плод, рожденный мной — солнце». Это подтверждается египетскими текстами поздних времен, например следующей молитвой: «о великая мать, рождение которой непостижимо. О богиня юная, великая, покрывало которой не открывается! О, открой свою завесу, сокровенная, ибо не дано мне пути, чтобы войти к тебе. Явись, прими мою душу и защити её руками твоими».

Особенно ревностным проповедником её славы был жрец Учагор, посвятивший Камбиза в мистерии Нейта.

Большинство мифологов склоняется видеть в Нейт космическое божество материи, из которой воссиял солнечный бог; лук и стрелы, с которыми она изображалась, указывали, может быть, на лучи солнца.

Богиня древнего города Саис была воинственным божественным существом, о чем говорят её атрибуты — лук, стрелы и щит. Богиня войны благословляет также оружие охотников.

Нередко ей приписывался характер воинственной богини, поражающей силы противные свету, а также врагов Египта. Это послужило одной из причин её сопоставления с Афиной.

Геродот описывает её праздник, состоявший в паломничестве в Саис и зажжении по всему Египту лампад; он же упоминает об её оракуле. Культ Н., кажется, был известен ливийцам; по крайней мере, её иероглиф был одним из знаков их татуировки. Изображалась она часто кормящей грудью крокодилов, а также на саркофагах, вместе с Селкит.

Литература

Mallet. Le culte de Neit à Sais. Paris, 1888.

Черновые материалы

энц.ст. 377

Иллюстрации

Древнее изображение святилища Нейт. Слева 2 древка флагов, в середине символ культа, справа наос.

Знак нома Саис .

Символ Нейт.

МНМ

Нейт — n.t

В египетской мифологии богиня города Саис (см. рис.). Культ Н. возник в западной части дельты Нила и в Ливии, а впоследствии распространился по всему Египту. Наивысший расцвет её культа относится ко времени XXVI (Саисской) династии (7-6 вв. до н. э.). Н. изображали в виде женщины в короне Нижнего Египта, часто — кормящей грудью двух маленьких крокодилов. Её фетиш — щит с двумя перекрещенными стрелами. На острове Элефантина и в Латополе (где она вытеснила местную богиню Небтуи) Н. считалась женой Хнума. Иногда отождествлялась с Хатор. В Н. соединялись одновременно мужское и женское начало, она имела функции демиурга. Н. является создательницей семи богов и людей. Её называли «Великая Нейт — мать богов Амаунтет, которая родила Рат-тауи, великую Ихет, родившую солнце», «отец отцов и мать матерей». Один из эпитетов Н. — «открывательница путей» (на запад). В древнейший период Н. — богиня войны и охоты; как богиня воды и моря она — мать бога-крокодила Себека, а также вообще всех крокодилов. Связана с заупокойным культом (Н. — глава «дома бальзамирования»), вместе с Исидой, Нефтидой и Серкет изображалась на саркофагах. Считалось также, что Н. обладает магической силой: лечит больных, отгоняет злые силы, поэтому она часто изображалась на подголовнике ложа. Геродот отождествлял Н. с Афиной (II 59).

Р. И. Рубинштейн [Мифы народов мира. Энциклопедия: Нейт, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 5508 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 210 Словарь)]