Заххак: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
Образ З. восходит к авест. [[Ажи-Дахака]], треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака — З. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий. | Образ З. восходит к авест. [[Ажи-Дахака]], треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака — З. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий. | ||
− | В «Шахнаме» З. — сын арабского царя | + | В «Шахнаме» З. — сын арабского царя Мардаса, совращенный дьяволом Иблисом: от его поцелуев из плеч З. выросли две змеи (позднее переосмысление трехголовности дракона), которых нужно было кормить человеческим мозгом. |
− | Воспользовавшись грехопадением иранского царя | + | Воспользовавшись грехопадением иранского царя Джамшида (авест. [[Йима]]) и призванием со стороны иранских вельмож, З. убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла. Ежедневно ему должны были приносить в жертву двух юношей, чтобы накормить змей их мозгом (благодетельные советники З. Армаил и Кармаил подменяли одного юношу овцой). Он убил праведника Атибина (авест. [[Атвйа]], второй человек, выжавший сок хаомы), отца Фаридуна, кормилицу Фаридуна волшебную корову Бармйа (Бермайе) и т. д. Кузнец [[Кава]] поднимает народное восстание против З. и, призвав законного наследника Фаридуна, свергает тирана. З. приковывают в жерле потухшего вулкана Демавенд: по народным преданиям, звуки, доносящиеся из жерла, — стоны З. В честь победы над З., согласно Бируни, был установлен праздник осеннего плодородия Мехрган. |
− | Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — З. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустама, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (аждаха, аждахо), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный | + | Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — З. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустама, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (аждаха, аждахо), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный Корей). |
В таджикской мифологии аждахоры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть. | В таджикской мифологии аждахоры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть. | ||
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Заххак, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2894 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 464 Словарь)] | И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Заххак, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2894 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 464 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Текущая версия на 15:28, 2 июня 2023
- Заххак — пехл.
В иранской мифологии и легендарной истории иноземный царь, узурпатор иранского престола.
Образ З. восходит к авест. Ажи-Дахака, треглавому дракону, правившему в Иране после падения первого царя Йимы. В среднеиранской традиции (Меноги-и храд, 5 в.) царствованию Ажи-Дахака — З. соответствует правление Дахака Бевараспа и Фрасияка Тура, злых царей: однако, не будь они царями, власть досталась бы злому духу Айшме и оставалась бы у него до страшного суда, что принесло бы больше бедствий.
В «Шахнаме» З. — сын арабского царя Мардаса, совращенный дьяволом Иблисом: от его поцелуев из плеч З. выросли две змеи (позднее переосмысление трехголовности дракона), которых нужно было кормить человеческим мозгом.
Воспользовавшись грехопадением иранского царя Джамшида (авест. Йима) и призванием со стороны иранских вельмож, З. убил Джамшида, занял его трон и установил тысячелетнее (без одного дня) царствование зла. Ежедневно ему должны были приносить в жертву двух юношей, чтобы накормить змей их мозгом (благодетельные советники З. Армаил и Кармаил подменяли одного юношу овцой). Он убил праведника Атибина (авест. Атвйа, второй человек, выжавший сок хаомы), отца Фаридуна, кормилицу Фаридуна волшебную корову Бармйа (Бермайе) и т. д. Кузнец Кава поднимает народное восстание против З. и, призвав законного наследника Фаридуна, свергает тирана. З. приковывают в жерле потухшего вулкана Демавенд: по народным преданиям, звуки, доносящиеся из жерла, — стоны З. В честь победы над З., согласно Бируни, был установлен праздник осеннего плодородия Мехрган.
Иной сюжет, в котором Ажи-Дахака — З. сохраняет облик дракона, — один из семи подвигов Рустама, который убивает чудовище Аждаха, чей «язык, как дерево, рот, как пещера». Аждахары (аждаха, аждахо), по иранским средневековым легендам, охраняют подземный клад Каруна (ветхозаветный Корей).
В таджикской мифологии аждахоры — драконы, обитающие в горных ущельях, изрыгающие из огромной пасти огонь, дым и яд; они с такой силой вбирают в себя воздух, что человек с его струёй попадает в драконью пасть.
И. С. Брагинский [Мифы народов мира. Энциклопедия: Заххак, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 2894 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 464 Словарь)]