Кейяниды: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:Кейяниды | :Кейяниды | ||
:Кайаниды | :Кайаниды | ||
− | В иранской мифологии легендарная династия царей Ирана (в поздней «Авесте», пехлевийских и мусульманских источниках). Наименование династии происходит от названия жреческого сословия — [[кави]] («поэт-жрец»). Число старших К. колеблется по источникам от трёх (Кави Кавад — [[Кай Кубад]], [[Кави Усан]], | + | В иранской мифологии легендарная династия царей Ирана (в поздней «Авесте», пехлевийских и мусульманских источниках). Наименование династии происходит от названия жреческого сословия — [[кави]] («поэт-жрец»). Число старших К. колеблется по источникам от трёх (Кави Кавад — [[Кай Кубад]], [[Кави Усан]], Кави Хосрава — [[Кай Хусроу]]) до восьми царей, включая также Апиваху, Аршана, Пишинаха, Бияр-шана, Сияваршана — Сиявуша. К младшим К. причислялись Аурватаспа (Лухрасп) и Кави Виштаспа (изредка два его брата — Спентодата и Зариварай). Главное занятие К. — войны с враждебными племенами туранцев, возглавляемых [[Афрасиаб]]ом. Младшим К. приписано насаждение во всём мире религии зороастризма. В поздней «Авесте» и «Денкарте» К. изображены борцами против сил зла и хаоса. На их стороне выступали божества [[Ардвисура Анахита]], Дрваспа, [[Вайю]], [[Аши]]. Наряду с этим в пехлевийских книгах К. иногда приписывается клятвопреступничество, вероломство, кровопролитие, даже богоборчество и колдовство («Шахнаме» также сохраняет двойственное отношение к К.). К. — великие цари Ирана, но своим могуществом и военными успехами они обязаны почти исключительно закоренелому язычнику, а впоследствии врагу зороастризма [[Рустам]]у. Место правления К. указывается различно: в «Авесте» это окрестности мифических водоёмов (Ворукаша, Дайтья, Чайчаста), мифических гор (Эрзифья, Хараити и др.), бассейн Хильменда и озера Хамун в Дрангиане. Мусульманские источники называют Валх (в древности столица Бактрии), другие (Масуди, Бируни) связывают К. с правителями Нововавилонского царства (кон. 7-6 вв. до н. э.). Исследователи расходятся в оценке достоверности предания о К. Одни усматривают в его основе зерно исторической действительности (А. Кристенсен, В. Хеннинг, И. М. Дьяконов и др.), другие полагают, что история К. вымышлена зороастрийским жречеством с целью противопоставить праведных К. подлинным и неправедным царям Ирана разных эпох (Ж. Дюмезиль, Р. Фрай, М. Моле и др.). |
Лит.: Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931. | Лит.: Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931. | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кейяниды, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3870 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 634 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кейяниды, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3870 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 634 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Иран]] |
Текущая версия на 15:50, 2 июня 2023
- Кейяниды
- Кайаниды
В иранской мифологии легендарная династия царей Ирана (в поздней «Авесте», пехлевийских и мусульманских источниках). Наименование династии происходит от названия жреческого сословия — кави («поэт-жрец»). Число старших К. колеблется по источникам от трёх (Кави Кавад — Кай Кубад, Кави Усан, Кави Хосрава — Кай Хусроу) до восьми царей, включая также Апиваху, Аршана, Пишинаха, Бияр-шана, Сияваршана — Сиявуша. К младшим К. причислялись Аурватаспа (Лухрасп) и Кави Виштаспа (изредка два его брата — Спентодата и Зариварай). Главное занятие К. — войны с враждебными племенами туранцев, возглавляемых Афрасиабом. Младшим К. приписано насаждение во всём мире религии зороастризма. В поздней «Авесте» и «Денкарте» К. изображены борцами против сил зла и хаоса. На их стороне выступали божества Ардвисура Анахита, Дрваспа, Вайю, Аши. Наряду с этим в пехлевийских книгах К. иногда приписывается клятвопреступничество, вероломство, кровопролитие, даже богоборчество и колдовство («Шахнаме» также сохраняет двойственное отношение к К.). К. — великие цари Ирана, но своим могуществом и военными успехами они обязаны почти исключительно закоренелому язычнику, а впоследствии врагу зороастризма Рустаму. Место правления К. указывается различно: в «Авесте» это окрестности мифических водоёмов (Ворукаша, Дайтья, Чайчаста), мифических гор (Эрзифья, Хараити и др.), бассейн Хильменда и озера Хамун в Дрангиане. Мусульманские источники называют Валх (в древности столица Бактрии), другие (Масуди, Бируни) связывают К. с правителями Нововавилонского царства (кон. 7-6 вв. до н. э.). Исследователи расходятся в оценке достоверности предания о К. Одни усматривают в его основе зерно исторической действительности (А. Кристенсен, В. Хеннинг, И. М. Дьяконов и др.), другие полагают, что история К. вымышлена зороастрийским жречеством с целью противопоставить праведных К. подлинным и неправедным царям Ирана разных эпох (Ж. Дюмезиль, Р. Фрай, М. Моле и др.).
Лит.: Christensen A., Les Kayanides, Kbh., 1931.
Л. А. Лелеков
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кейяниды, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 3870 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 634 Словарь)]