Валькирии: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Германо-скандинавская мифология» на «Категория:Северная традиция») |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Северная традиция]] |
Версия 16:47, 2 июня 2023
Персонификация почетной смерти в войне: щитоносицы бога Одина. Мчась над битвой они собирают павших воинов, которым предназначено стать эйнхериями — жителями Вальхаллы и союзниками Одина в последней битве конца мира. Подобно норнам валькирии ткут материю победы с основой из поднятых на копьях кишок, в которую они вплетают красный уток из стрел. У скандинавов боевыми конями валькирий служили облака.
Имена некоторых из них, упоминаеются в «Эдде»:
- Скульд — последняя из норн, которая приносит смерть;
- Брюнхильд;
- Гель — зовущая, кричащая;
- Гондул — волчица;
- Христ — буря, потрясающая;
- Мист — туманная;
- Труд — сильная.
Благодаря «Песне о Нибелунгах» наибольшую известность получила Брунхильда.
МНМ
- ед. ч. — др.-исл. valkyrja — букв. «выбирающая мёртвых, убитых»
В скандинавской мифологии воинственные девы, подчинённые Одину и участвующие в распределении побед и смертей в битвах. Павших в бою храбрых воинов (эйнхериев) они уносят в вальхаллу и там прислуживают им — подносят питьё, следят за посудой и чашами. В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») даётся перечень В. (повторенный «Младшей Эддой»); некоторые их имена расшифровываются (Хильд — «битва», Херфьётур — «путы войска», Хлёкк — «шум битвы», Труд — «сила», Христ — «потрясающая», Мист — «туманная»), другие — Скеггьёльд, Скёгуль, Гёль (Гейр), Гейрахёд (Гейрелуль), Рандгрид, Радгрид, Регинлейв — точной расшифровке не поддаются. Небесные В. вместе с норнами, определяющими судьбу всех людей при рождении, составляют категорию низших женских божеств — дис.
В героических песнях «Старшей Эдды» В. приобретают черты женщин-богатырок. В. фигурируют в качестве возлюбленных героев Хельги и Вёлунда. В. Сигрдриву, в последующей традиции отождествлённую с героиней популярного сюжета герм. эпоса о нибелунгах, — Брюнхильд, Один погружает в сон и наказывает (она больше не будет участвовать в битвах и выйдет замуж) за то, что она его ослушалась и в поединке между конунгами дала победу не Хьяльм-Гуннару (которому Один обещал победу), а Агнару; её пробуждает великий герой Сигурд («Старшая Эдда», «Речи Сигрдривы»).
В исландской «Саге о Ньяле» сохранилась «Песнь валькирий» (или «Песнь Дёрруда»); когда происходила знаменитая битва при Клонтарфе (1014) между ирландскими дружинами и скандинавскими викингами, двенадцать В., — рассказывается в саге, — ткали ткань из человеческих кишок и пели эту зловещую песнь.
Литература
- Мелетинский Е. М. Одноимённая статья в MNME
- Neckel G., Walhall. Studien ьber germanisches Jenseitsglauben, Dortmund, 1913; Strцm F., Diser, nornor, valkyrjor, Fruktbдrhetskult och sakralt Kungadцme i Norgen, Stockh., 1954 (Kunglige vitterhets historie och antikvitets akademiens handlingar, filologisk-filosofiska serien, [N] 1)
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии