Паникс: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
Строка 22: Строка 22:
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в [[MNME]]
 
*Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958 < MNME
 
*Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958 < MNME
[[Категория:Балтийская мифология]]
+
[[Категория:Балтия]]

Версия 17:30, 2 июня 2023

Па́никс; Пóнике

Мифологизированный образ огня у пруссов, огонь очага, по-видимому, «новый» или «живой» огонь, полученный во время особого ритуала. Его называли святым (schwante panicke, swente panike, szwenta ponyke), и с ним связывался ряд ритуалов и ритуальных запретов. Видимо, Паникс имел два образа — мужской и женский. Само имя Паникс обозначает огонь и имеет надёжные индоевропейские параллели в хеттском, тохарском, германском и других языках.

К Паниксу обращались с молитвами и просьбами. Согласно Длугошу (XV в., «История Польши», кн. XII), в храме в Вильнюсе был жрец Зинч, наблюдавший за неугасимым святым огнём и занимавшийся гаданием и узнаванием (видимо, толкованием знамений).

К. Буга предложил правдоподобную конъектуру названия Зинч — *ziniz, литов. zynys < zinoti, «знать». По сходному принципу образуется и название жреца — вайделота у пруссов < waid- — «ведать», «знать».

Из-за ошибки в «Хронике» Гванини (1578 г.) *ziniz (y Длугоша) превратилось в znicz, и это название стало рассматриваться как обозначение самого священного огня.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Огонь

Очаг

Бангпутис

Литература

  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Buga K., Rinktiniai rastai, t. l, Vilnius, 1958 < MNME