Леза: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | :Ле́за, Ре́за...»)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 18: Строка 18:
 
См. также:
 
См. также:
 
:[[Африканских народов мифология]]
 
:[[Африканских народов мифология]]
:[[Громовник]]
+
:Громовник
 
:[[Демиург]]
 
:[[Демиург]]
 
:[[Культурный герой]]
 
:[[Культурный герой]]
Строка 37: Строка 37:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Африканских народов мифология]]
+
[[Категория:Африка]]

Текущая версия на 18:47, 2 июня 2023

Ле́за, Ре́за

Громовник и божество дождя в мифологии бантуязычных народов тропической Африки (ила, тонга, биса, вемба, луба, субийя, каонде и др.; Замбии и Ю.-В. Заира).

Согласно мифам, Леза живёт на небе, его проявления — дождь, молнии, гром.

В мифах ила молнии — блеск глаз Леза, когда он сердится (по другой версии, молнии исходят из его рта), гром — его голос, звёзды — глаза; когда Леза спускается на землю, происходит буря. Посредниками между Леза и людьми выступают духи предков.

По-видимому, под влиянием культа предков, у некоторых народов первоначальный образ Леза-громовника приобрел качества, типичные для культурных героев-предков.

По представлениям биса и вемба, души умерших переходят в мир духов к Леза.

В мифах каонде Леза — и громовник, и демиург, и культурный герой. Он создал первых людей — Мулонга и Мвинамбузи, которые сначала были бесполыми и только благодаря Леза превратились в мужчину и женщину. Для этой пары Леза передал медовой птице три калебасы (сосуды из тыквы): в двух были семена полезных растений, а в третьей — смерть, болезни, хищные звери. Он запретил открывать калебасы до своего прихода, но медовая птица нарушила запрет, что привело к появлению в мире смерти, болезней и хищных зверей. Наказав виновницу бед, Леза научил людей строить жилища для защиты от зверей, выделывать шкуры, добывать огонь трением, выплавлять железо из руды и изготовлять топоры, мотыги, копья и т. п.; ввёл обычай брачного выкупа за жён.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Африканских народов мифология
Громовник
Демиург
Культурный герой

Дождь
Молния
Гром

Мулонга и Мвинамбузи

Литература

  • Котляр E. С. Одноимённая статья в MNME
  • Вaumann H., Schцpfung und Urzeit des Menschen im Mythus der afrikanischen Vцlker, B., 1936 < MNME
  • Lechaptois, Aux rives du Tanganika, P., 1913 < MNME
  • Melland F. H., In witch-bound Africa. An account of the primitive kaonde tribe and their beliefs, L., 1923 < MNME
  • Smith E. W., Dale A. M., The Ilа-speaking peoples of Northern Rhodesia, v. 2, L., 1920 < MNME
  • Torrend J., Specimens of Bantu folklore from Northern Rhodesia, L., 1921 < MNME

Примечания