Бодхи: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Замена текста — «Кашьяпа» на «Кашьяпа»)
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
:Бо́дхи — ''санскр''. и ''пали'' bodhi — букв. «пробуждение»
 
:Бо́дхи — ''санскр''. и ''пали'' bodhi — букв. «пробуждение»
 
:ср. рус. «будить»
 
:ср. рус. «будить»
:''англ''. — enlightment (у Говинды) — просветление, озарение
+
:англ. — enlightment (у Говинды) — просветление, озарение
 
Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами.
 
Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами.
  
Строка 19: Строка 19:
 
*сосредоточенность и
 
*сосредоточенность и
 
*невозмутимость.
 
*невозмутимость.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 27: Строка 27:
 
:[[Субхути]]
 
:[[Субхути]]
 
:[[Маудгальяяна]]
 
:[[Маудгальяяна]]
:[[Катьяяна]]
+
:Катьяяна
 
:[[Архат]]
 
:[[Архат]]
 
:[[Шакьямуни]]
 
:[[Шакьямуни]]
Строка 43: Строка 43:
 
*Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME
 
*Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME
 
*Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME
 
*Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME
[[Категория:Буддийская мифология]]
+
[[Категория:Буддизм]]

Текущая версия на 09:16, 3 июня 2023

Бо́дхи — санскр. и пали bodhi — букв. «пробуждение»
ср. рус. «будить»
англ. — enlightment (у Говинды) — просветление, озарение

Один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» (санскр. anuttara samyaksambodhi) и пробуждением шраваков (то есть архатов) и пратьекабудд (санскр. srаva-kapratyekabodhi) как более низким уровнем бодхи. В «Садхармапундарика-сутре», например, Кашьяпа, Субхути, Маудгальяяна и Катьяяна, которые уже стали архатами (то есть достигли шравакабодхи), жалуются Шакьямуни, что они не способны добиться «наивысшего истинного пробуждения», и Шакьямуни предсказывает, что в будущем они достигнут этого состояния и станут буддами.

Слово «бодхи» является также составной частью сложных слов, обозначающих объекты, вблизи которых Шакьямуни, по буддийским мифологическим представлениям, достиг духовного просветления:

  • «дерево бодхи» (bodhivrksa),
  • «сидение бодхи» (bodhimanda),
  • «почва бодхи» (bodhitala) и др.

Все буддийские направления признают семь основных характеристик бодхи (т. н, «члены бодхи» — bodhyanga):

  • раздумчивость,
  • изучение дхармы,
  • мужественность,
  • восторженность,
  • спокойствие,
  • сосредоточенность и
  • невозмутимость.
00-00-000-000.jpg

См. также:

Буддийская мифология

Кашьяпа
Субхути
Маудгальяяна
Катьяяна
Архат
Шакьямуни
Будда

Черновые материалы

Именно пробуждение, а не просветленность. Просветлённость (абхасвара) — частный духовный феномен, возникающий уже на уровне второй дхьяны.

Будда — пробудившийся;
Бодхичитта — Воля (установка на) к Пробуждению, но не «просветлённый ум»;
Буддхатва — буддовость как Пробуждённость, но не «состояние Будды».

Литература

  • Мялль Л. Э. Одноимённая статья в MNME
  • Мялль Л., Четыре термина праджняпарамитской психологии, в кн.: Ученые записки Тартуского университета, в. 309, 392, Тарту, 1973-76 (Труды по востоковедению, в. 2-3) < MNME
  • Encyclopaedia of Buddhism, v. 3, fasc. 2, Ceylon, 1972, p. 178—272 < MNME