Апеллес: различия между версиями
м (Замена текста — «Исторические личности» на «Личности исторические») |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 44: | Строка 44: | ||
:хххе́ | :хххе́ | ||
Основные значения: | Основные значения: | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Версия 13:36, 3 июня 2023
→ Зексид пишет портрет Елены / "Клевета" Апеллеса /
Греч. художник второй половины IV в/ до н.э., "один из славнейших живописцев древности",
которого античные авторы величайшим художником своего времени.
Род. в Колофоне. Сын Пифия. Ученик Эфора и Памфила; придворный художник Александра Великого. Жил в Эфесе и на острове Кос. Место и время смерти достоверно неизвестны.
Первоначальное художественное образование получил в Эфесе, в Ионической школе, отличавшейся мягкостью рисунка и нежностью колорита. Впоследствии поступил в Сикион в школу Памфила, где усвоил себе особенности, сикионской живописи – законченность и точности рисунка. "Соединив в своем лице все, что было лучшего в обеих выдающихся школах древней живописи, он возвысил ее до крайней степени совершенства, прядав ей особенно свойственный ему отпечаток-грацию. {…} Его своеобразный гений особенно блестяще проявился в изображениях Афродиты, Харит и других богинь юности и красоты". [bref] Часто изображал Александра Великого и его полководцев. Наиболее блестящий период его деятельности относится ко второй половине IV в до н.э.
Во времена Филиппа поселился в Пелле в Македонии. Вероятно там и зародилась его тесная дружба с Александром, - повод к многочисленным анекдотам, далеко, впрочем, недостоверным.
Ни одно из его произведений не уцелело; сохранились замечательные их описания и, возможно, копии.
Наиболее известны картины:
• Афродита Анадиомена (Выходящая из моря ) - богиня выходить из воды морских и выжимает свои влажные волосы;
• изображение Артемиды с ее охотничьей свитой;
• Клевета – аллегорическая картина, подробно описанная Лукианом и интерпретированная Боттичелли;
• Александровская мозаика;
• портрет Александра в образе громовержца.
Относительно последней картины известно, что она хранилась в храме Дианы в Эфесе. Именно к ней относятся слова Александра, сказавшего, что существуют только два Александра: один – сын Филиппа, другой – Апеллеса; первый непобедим, второй неподражаем.
Сюжеты
Апеллес пишет портрет Кампаспы
Плиний Старший в своей "Естественной истории" (Nat.Hist., 35:36) рассказывает, как император заказал Апеллесу написать портрет его любимой наложницы, красавицы Кампаспы. и как, создавая его, художник влюбился в свою натуру. Александр в знак восхищения творением мастера подарил ему ее. Эта тема была популярна в XVI-XVII веках, особенно в Нидерландах и Италии. Апеллес стоит за мольбертом и пишет Кампаспу, обычно обнаженную. Александр, идентифицируемый по шлему, присутствует при этом. Купидон или маленькие амуры напоминают нам о чувствах Апеллеса.
Библиография
Гуссе, "Histoire d' Apelles" (Пар., 1867);
Бустманн, " Apelles. Lеbеn und Werke" (Лейпц 1870).
Основные значения: |
См. также: |
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии