Шахматы: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 52: | Строка 52: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-03-621-000.jpg|200px | + | [[Файл:00-03-621-000.jpg|200px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
:[[Карты игральные]] | :[[Карты игральные]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Король, шахматная фигура |
− | : | + | :Ферзь, шахматная фигура |
− | : | + | :Слон, шахматная фигура |
− | : | + | :Конь, шахматная фигура |
:[[Ладья, шахматная фигура]] | :[[Ладья, шахматная фигура]] | ||
− | : | + | :Пешка, шахматная фигура |
|} | |} | ||
Текущая версия на 16:26, 3 июня 2023
Игра возникла, вероятно, в Древней Индии около VI в. до н. э. или даже раньше. 64-клеточная доска восходит к квадратной (8х8) мандале Шивы — модели космических сил, которыми он управлял. В старинной индийской версии шахмат играющих было четверо — по количеству сторон доски. Наравне с логикой ход состязания определяла судьба: для определения порядка ходов использовались кости. На основе индийской четуранга позднее в Персии позднее сформировалась версия игры для двух участников (шатранья), представляющая собой сугубо интеллектуальное состязание. Со временем она проникла в Испанию, а затем стала популярной во всей средневековой Европе. Первоначально ключевыми фигурами были слоны, несущие на себе королей, колесницы, лошади и пешие воины. Их сложный символизм, и взаимодействия друг с другом, формы и способы передвижения по доске, а также количество полей её самой неоднократно изменялись, прежде чем приобрели современное значение. Например:
Основные значения: В целом:
Форма доски:
Порядок фигур и двухцветная доска:
Движение фигур:
В настоящее время аналогия хладнокровного тактического предвидения. Часто рассматривается как (упрощённая) модель управления или государством или ведения войны. В символике шахмат прослеживаются аналогии с символизмомм Таро и игральных карт. |
См. также:
|
Король
- Солнце, сердце, силы закона и порядка;
- его ходы ограничены очевидностью.
Ферзь (Визирь, Королева, Советник)
- дух, передвигающийся по своей воле, вольный деятель, Луна.
Слон (Епископ, Офицер)
- правители духовного мира,
- его ходы основаны на треугольнике;
- движение по диагонали — экзистенциональное и женственное, подчиненное Юпитеру;
- движение по белым полям — позитивный интеллектуальный путь;
- движение по красным или черным — путь религиозный, благочестивый, via negativa.
Конь (Рыцарь)
- зачинщик, использует как интеллектуальные, так и религиозные пути, но не имеет силы духа;
- прыжок, совершаемый конем, есть прыжок интуитивный, а также плутовской ход;
- предполагается, что у него имеются военные и турнирные асссоциации с правилами инициации у Тамплиеров и что он — странник, или «блуждающий конь», подчиняющийся Марсу.
Ладья (Тура, Башня, Замок, Колесница)
- светская власть, правители этого мира;
- движение ее основано на квадрате — символе материи и земли;
- осевое движение, пересекающее цвета, означает мужское и мужественное и подчиняется Сатурну.
Пешки
- простые бойцы, пытающиеся пересечь доску через семь ступеней инициации и достичь восьмого поля как цели иницации;
- достичь восьмого уровня — значит вновь обрести рай, что означает реализацию, просветление, возведение в Ферзи и впредь движение по своей воле;
- Пешки подчиняются Меркурию и Венере, паре любовников.
Ad notanda
Осознание в XVIII столетии большой важности пешки совпадает по времени с усилением политического значения народных масс.
Черновые материалы
Волшебная шахматная доска из легенд о короле Артуре является аллегорией испытания любви.
Фольклорные герои играли в шахматы с дьяволом, ремесленники изготавливали дивной красоты шахматные фигуры, изображавшие то конкретных политиков, то аллегорические образы, в которых угадывались участники вечного столкновения сил добра и зла, света и тьмы, разума и страсти, жизни и смерти, тирании и справедливости,
В игру вовлечены как свободная воля, так и судьба. Дух игры есть истина, и в ней человек свободен, а вне её он раб судьбы.