Гюль-ябани: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 8: Строка 8:
 
::таджиков — гул, гул ёвони
 
::таджиков — гул, гул ёвони
 
Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.
 
Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
 
:[[Низшая мифология]]
 
:[[Низшая мифология]]
 
----
 
----
:[[Гул]]
+
:[[Гуль|Гул]]
 
:[[Оборотень]]
 
:[[Оборотень]]
 
:[[Албасты]]
 
:[[Албасты]]
Строка 24: Строка 24:
 
*Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME
 
*Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME
 
*Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME
 
*Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Текущая версия на 18:18, 3 июня 2023

В мифологии
турок — гюль-ябани — «пустынный демон» < араб. гул — «чудовище-демон» и перс. ябан — «пустыня»
азербайджанцев — также гуляйбаны, биабан-гули
киргизов — гульбияба́н
таджиков — гул, гул ёвони

Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология

Гул
Оборотень
Албасты

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02 < MNME
  • Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME
  • Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME