Гюль-ябани: различия между версиями
Перейти к навигации
Перейти к поиску
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 8: | Строка 8: | ||
::таджиков — гул, гул ёвони | ::таджиков — гул, гул ёвони | ||
Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди. | Низший дух. Образ восходит к мусульманскому гул. У турок и азербайджанцев гюль-ябани — злой дух, живущий в степи или на кладбище и пугающий ночных путников. По поверьям азербайджанцев, имеет черты оборотня, по ночам любит ездить на лошади, запутывает ей гриву, если его поймать и воткнуть в ворот его одежды иголку, он, подобно албасты, станет работать на человека, но будет делать всё наоборот. В западных районах Азербайджана гюль-ябани нередко отождествляли с вредоносным духом воды ардов. У киргизов Восточного Памира и таджиков считалось, что он обитает в пустынных местах (у таджиков — в горных лесах), человекоподобен, отличается крупными размерами и неприятным запахом, покрыт серой (чёрной) шерстью, имеет вывернутые назад ступни (вариант: когти на ногах и руках). Являясь людям, он разговаривает с ними человеческим голосом, нередко предлагает бороться, но одолеть его могут только физически сильные люди. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
:[[Низшая мифология]] | :[[Низшая мифология]] | ||
---- | ---- | ||
− | :[[Гул]] | + | :[[Гуль|Гул]] |
:[[Оборотень]] | :[[Оборотень]] | ||
:[[Албасты]] | :[[Албасты]] | ||
Строка 24: | Строка 24: | ||
*Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME | *Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME | ||
*Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME | *Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Тюрки]] |
Текущая версия на 18:18, 3 июня 2023
Литература
- Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Гордлевский В. А., Избр. соч., т. 3, М., 1962, с. 301-02 < MNME
- Розенфельд А. 3., О некоторых пережитках древних верований у припамирских народов (в связи с легендой о «снежном человеке»), «Советская этнография», 1959, No 4 < MNME
- Алекперов А. К., Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960, с. 217-18 < MNME