Гуна: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 16: | Строка 16: | ||
Наиболее последовательную разработку учение о гуна получило в философской системе санкхья. | Наиболее последовательную разработку учение о гуна получило в философской системе санкхья. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 20:02, 3 июня 2023
В мифологических представлениях и религиозно-философских воззрениях древних индийцев обозначение трёх состояний, свойств, сил, присущих природной субстанции (пракрити) как источнику всех проявленных и непроявленных объектов. Это:
Гуны связаны:
Их соответствующие результаты: удовлетворение, страдание, леность. Гуна фигурируют уже в ведийской литературе, где выступают как в связи с мифологизированными натурфилософскими построениями (они соотносятся сообразно с водой, огнём и землёй, с белым, красным и чёрным цветами), так и в контексте определённых этико-религиозных предписаний[1]. Последнее получает развитие в Бхагавад-гите (XIV), где воздействие гун определяет добродетели, пороки и посмертные судьбы людей. Наиболее последовательную разработку учение о гуна получило в философской системе санкхья. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Sеnаrt E., La thйorie des gunas et la Chandogya upanisad, в кн.: Йtudes Asiatiques, t. 2, P., 1925, p. 285-92 < MNME
- Ramakrishna Raо К. В., The gunas of prakrti according to the Samkhya philosophy, «Philosophy East and West», 1963, v. 13, No 1, p. 61-71 < MNME
Примечания
- ↑ Майтри-уп. III 5 и др.