Ерд: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 8: Строка 8:
  
 
Молдза-Ерды поклонялись как богу войны; Мелер-Ерды — как покровителю плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
 
Молдза-Ерды поклонялись как богу войны; Мелер-Ерды — как покровителю плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 25: Строка 25:
 
*Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 61-63 < MNME
 
*Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 61-63 < MNME
 
*Базоркин А., Горское паломничество, в кн.: Сборник сведении о кавказских горцах, в. 8, Тифлис. 1875, с. 1-12 < MNME
 
*Базоркин А., Горское паломничество, в кн.: Сборник сведении о кавказских горцах, в. 8, Тифлис. 1875, с. 1-12 < MNME
[[Категория:Кавказско-иберийская мифология]]
+
[[Категория:Кавказ]]

Текущая версия на 21:59, 3 июня 2023

Ерд, Е́pды

В мифологии ингушей бог, выступающий в антропоморфном — седовласый старик; или зооморфном — белый козёл; облике. В одном из преданий Ерд имеет облик мужчины, живет в скалистых горах, в пещере, из которой исходит сияние. Ему были посвящены праздник в начале покоса — т. н. ветряной понедельник (отсюда делалось предположение, что Ерд был богом ветра), многочисленные храмы и святилища (Тхаба-Ерды, Галь-Ерды, Тамыж-Ерды, Мага-Ерды и др.). В дальнейшем общеингушский Ерд был, по-видимому, вытеснен местными божествами, носившими имена посвящённых Ерду святилищ.

Тамыж-Ерда, по представлениям ингушей, — человек маленького роста, сидящий на коне величиной с козлёнка. Когда он разгневан, его рост увеличивается в пятнадцать раз, а его лошадь становится выше башни. Существует миф, согласно которому Тамыж-Ерды в облике козла явился к пастуху, когда тот пас стадо баранов у подножия Красных гор; козёл заговорил с пастухом и через него предписал жителям его аула поклонение Тамыж-Ерды, определив при этом детали обряда. Затем он назвал себя и превратился в эфир.

Молдза-Ерды поклонялись как богу войны; Мелер-Ерды — как покровителю плодородия и напитков, изготавливаемых из хлеба.

00-00-000-000.jpg

См. также:


Старик
Козёл
Сияние
Ветер

Литература

  • Мальсагов А. У. Одноимённая статья в MNME
  • Шиллинг Е., Ингуши и чеченцы, в кн.: Религиозные верования народов СССР, т. 2, М.-Л., 1931 < MNME
  • Далгат У. Б., Героический эпос чеченцев и ингушей, М., 1972, с. 61-63 < MNME
  • Базоркин А., Горское паломничество, в кн.: Сборник сведении о кавказских горцах, в. 8, Тифлис. 1875, с. 1-12 < MNME