Дадхикра: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 29: | Строка 29: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | [[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 53: | Строка 53: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Индия]] |
Текущая версия на 03:06, 4 июня 2023
В ведийской мифологии конь царя Трасадасью, самый знаменитый среди мифических коней (обычно лишённых собственного имени). В «Найгхантуке» (I, 14) имя Дадхикра — синоним коня вообще. В «Ригведе» ему посвящено 4 гимна[1]; он спорадически упоминается и в других местах. Наконец, иногда выступает расширенная форма имени — Дадхикраван. Дадхикра — победоносный боевой конь, он исключительно быстр (и люди, и Пуру восхваляют его за это качество), подобен ветру и птице (в частности, стремительно бросающемуся орлу). В «Ригведе»[2] он прямо называется орлом. В другом месте «Ригведы»[3] о Дадхикре говорится как о ханса (видимо, род лебедя), обитающем среди света, как Васу — в воздухе, жрец — у алтаря, гость — в доме[4]. Дадхикра — герой, побеждающий дасью; он сражается с тысячами, враги в страхе перед ним, как перед раскатами грома. Он завоёвывает в схватках добычу, и племена во время споров и ссор призывают его. Вместе с тем он приготовляет путь певцам, снабжая их сладкой речью. Дадхикра принадлежит всем племенам, он сплачивает их (пять племён) силой, как Сурья преодолевает воды своим светом. Он наблюдает за племенными сходками. Митра и Варуна подарили Дадхикра Пуру (родоначальник Пауравов) и дали его людям как знак благословения смертных (им он приносит еду и солнце). Дадхикраван восхваляется и призывается, когда на заре возжигается Агни. Его призывают и вместе с Ушас, реже с Ашвинами и Сурьей, в ряде случаев и с другими божествами, но к Дадхикре обращаются к первому. Есть основания относить Дадхикра к числу солярных зооморфных божеств[5]. Именно этим обстоятельством объясняются многие его сходства с Ушас. В частности, мотив «разбрызгивания кислого молока», скрытый в самом имени коня, может, как думают некоторые исследователи, намекать на появление росы или инея на рассвете перед восходом солнца[6]. Несомненна связь Дадхикра с Дадхьянчем[7]. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
Примечания
- ↑ РВ IV 38-40; VII 44
- ↑ РВ IV 38, 5
- ↑ РВ IV 40, 5
- ↑ Все эти сравнения обычно относятся к разным формам Агни.
- ↑ Ср. Ашвинов, также конской природы.
- ↑ Ср. PB IV 38, 6-7: превращение Дадхикра в гирлянду (венок) и разбрасывание, сметание пыли с бровей
- ↑ Ср. лошадиную голову последнего и мотив кислого молока в самом имени