Орёл: различия между версиями
(Новая страница: «{| class="FCK__ShowTableBorders" width="100%" cellspacing="5" cellpadding="5" border="0" align="center" |- | valign="top" align="left" | ===<div style="font-size:...») |
м |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 83: | Строка 83: | ||
*высоты духа, духовного принципа, духовное начало, воспарения духа, духовным подъемом души, возвышенным мышлением, героическими персонажами | *высоты духа, духовного принципа, духовное начало, воспарения духа, духовным подъемом души, возвышенным мышлением, героическими персонажами | ||
символ солнечности, величие и воспаренность светом, и с плодородием. Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над темными силами. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. схватка между духовным и материальным, высоким и низменным (ничтожным), света и тьмой. | символ солнечности, величие и воспаренность светом, и с плодородием. Как истребитель змей и драконов орел является символом победы света над темными силами. Соперничество между орлом и быком, либо орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Конфликт между орлом и змеем, либо орел со змеей в когтях отображает победу духа. схватка между духовным и материальным, высоким и низменным (ничтожным), света и тьмой. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-694-000.jpg|200px| Орел и змея. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. Втор. пол. VI в. (V в. — ?) | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F8F8FF" |[[Файл:00-00-694-000.jpg|200px| Орел и змея. Мозаика пола Большого дворца в Константинополе. Втор. пол. VI в. (V в. — ?)]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья --> | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Смотри:</font></div>==<!-- Раздел, к которому относится статья --> | ||
• [[Птицы]] | • [[Птицы]] | ||
• Орёл | • Орёл | ||
− | :[[ | + | : [[- орёл австрийский|~ в геральдике]] |
:[[Орёл, славянская традиция| ~ в славянской традиции]] | :[[Орёл, славянская традиция| ~ в славянской традиции]] | ||
Строка 605: | Строка 605: | ||
*Орел как символ высшей власти и солярной природы владыки Небес и главы всех богов Зевса-Отца. (Роспись на греческой чаше, VI век до н. э.) | *Орел как символ высшей власти и солярной природы владыки Небес и главы всех богов Зевса-Отца. (Роспись на греческой чаше, VI век до н. э.) | ||
*Символическое изображение извечного конфликта между высшей и низшей природой человека, солярными и хтоническими силами, интеллектом и инстинктом, сведенного к напряженной борьбе между орлом и змеей. | *Символическое изображение извечного конфликта между высшей и низшей природой человека, солярными и хтоническими силами, интеллектом и инстинктом, сведенного к напряженной борьбе между орлом и змеей. | ||
− | [[Файл:00-03-218-000.jpg|200px| Иоанн Евангелист виде орла. С миниатюры VIII в. | + | [[Файл:00-03-218-000.jpg|200px| Иоанн Евангелист виде орла. С миниатюры VIII в.]] |
+ | [[Файл:00-00-326-000.jpg|200px| Прометей и орел. Деталь чернофигурной чаши. Эллада, ок. 540 г. до н. э.]] | ||
+ | [[Файл:00-00-436-000.jpg|200px| Птица Грома в виде двухглавого орла. Живопись индейцев хайда. Северо-западное побережье Северной Америки]] | ||
+ | [[Файл:00-03-586-000.jpg|200px]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
[[Категория:Животные]] | [[Категория:Животные]] |
Текущая версия на 01:05, 5 июня 2023
|
|
Древний Восток
К числу древнейших относится культ орла в древней центральной и северной Аравии: Nasr — «Орёл-бог». Сохранение в этом ареале древних семитских (или даже общесемитских) представлений прослеживается при сопоставлении с угаритским мифоэпическим преданием о Данниилу и его сыне Акхате. Мотив отламывания крыльев у орла объединяет угаритский эпос с древнемесопотамским, где львиноголового священного орла Анзу (Анзуд) должны одолеть сражающиеся с ним боги.
В мифологиях Евразии (особенно Сибири) орёл выступает помощником или олицетворением шамана и культурного героя. Одним из главных подвигов орла как культурного героя является похищение им света или помощь, оказанная им людям в добывании огня.
Символ полуденного солнца в шумеро-семитской традиции. У хеттов имеет значение солярной силы и всезнания, изображается с зайцем (лунным) или змеёй в когтях.
Атрибут/символом:
- шумерской Нинурты(Нингирсу) — божества войны, «благодатного бога Солнца Ханаана и Вавилона» — ?;
- ассирийского Ашшура — бог бури, молнии и плодородия;
- Ниргала — двуглавый, «испепеляющая жара полуденного солнца и Лета».
- Мардука — «часто изображается в виде орла».
В Древней Персии полёт орла — предзнаменование военного успеха.
В сирийской Пальмире орел посвящен богу Солнца. Орёл с человеческими руками — символ Солнца у солнцепоклонников древней Сирии. Орёл, взмывающий к небесам, является проводником душ в загробный мир, вестником обновления, олицетворяющим освобождение человека от земного сознания и возвращение его к Богу.
Известен фрагментарно сохранившийся древневавилонский текст, рассказывающий о вознесении царя Этаны с помощью орла.
Орёл спасает младенца — Гильгамеша (позднейшие версии легенды, дошедшие в передаче античных авторов),
Мотив орла-похитителя на эрмитажном позднесасанидском блюде VI в. с изображением богини, возносимой священной птицей, и двух мальчиков — символов Митры и Кочи[1]
В хурритском мифе о Гурпаранцаху рассказывается, как Аранцах (хурритское название реки Тигр) превращается в орла и «по воздуху» летит на Аккад.
Согласно аккадскому мифу о царе Этане, некогда змея и орел дружили, но затем стали врагами после того, как орел, боясь, что ему и его детям не хватит еды, пожирает змеёнышей.
В хаттских и древнехеттских мифах (в том числе о Телепинусе), в ритуалах очищения царской четы и строительном обряде орла как посланца богов, посылают к морю. Возвратившись, орел сообщает, что видел прежних богов, низверженных в преисподнюю.
Согласно шумерскому мифу о Лугальбанде, правителе Урука, орёл Анзуд в благодарность за помощь его птенцам передал Лугальбанде такие свои качества, как быстрота передвижения, способность достичь любого места.
В мифе о Гильгамеше описано дерево, в ветвях которого орёл Анзуд в гнезде поселил своего птенца. После того как Гильгамеш срубил дерево, орёл переселился в горы (позднейший мотив переселения орла в горы известен из аккадского эпоса).
Вариант мифа о разорителе гнезда орла, близкий к кетскому, отражён в шумерском тексте, описывающем, как дети орла Анзу ведут Нинурту на тот свет (в преисподнюю) (…) с героем и предлагает, ему средство для добывания огня.
Египет
Солярный символ, сын Гора (??? — см. Сокол).
Фигурой орла представлена в египетской иероглифической системе буква А.
Античность
Солярная птица бури, носящая атрибут громовержца — молнии; (духовная) сила, царственность, достоинство, победа, удача (благорасположение бога), быстрота (реакции).
«Черный орел, могучий охотник, и вместе с тем наисильнейшее и самое быстрое существо из всех крылатых творений». — Гомер «Илиада»
Согласно Аристотелю, из земных существ лишь орёл способен смотреть на Солнце не мигая.
Постоянный атрибут Зевса, символ его верховной божественной власти, часто несущий в когтях. Первоначально являлся эмблемой Пана, который уступил её Зевсу. На Крите Зевс изображается в виде орла.
Как посланец или воплощение Зевса присутствует во многих сценах:
- с Гебой — юная богиня с кувшином;
- похищает Ганимеда — иногда в облике орла изображается сам Ганимед;
- терзает печень прикованного Прометея — орёл, рождённый от Ехидны и Тифона.
Погребальная эмблема Ганимеда. Ганимед, поливающий орла, символизирует преодоление смерти.
В орла Гера превращает царь острова Кос Меропса, решившегося на самоубийство после внезапной гибели своей любимой жены — нимфы Этемеи. Вознесён на небо в виде созвездия Орла, идущего вслед за Водолеем (Ганимед).
Превращение в морского орла служит наказанием для Пандрея (брат Прокриды), укравшего золотую собаку из святилища Зевса.
Пророческая птица (вместе с коршуном, ястребом и соколом), с помощью которой жрецы древности узнают волю Зевса:
- орёл даёт предсказание жителям Трои (о грядущей победе) — появился с левой (судьбоносной) стороны со змеёй когтях, которая укусила птицу, и упала меж рядами войск («Илиада» Гомер);
- Геката Приаму: «Обратись к Зевсу, проси, чтобы выслал он тебе своего посланца — если распрострет он крылья свои над тобой, и если увидишь такой знак, то пройдешь безопасно мимо греческой стражи» (там же).
- ————
Согласно легенде, Ромул и Рем отыскали место для будущего Рима по направлению полета орла.
Со времен основателей Рима Ромула и Рема в числе пяти символов (другие — кабан, волк, конь и бык Минотавр) изображается на штандартах как «птица Юпитера». Во время консулата Мария (107 г. до н. э.) единым знаком для всех легионов становится серебряное (позолоченное) изображение орла с распростертыми крыльями, сидящего на пучке молний.
Олицетворение (власти) императора. Символ и «действующее лицо» церемонии обожествления умершего императора (См. Апофеоз). Орёл, взмывающий к небесам — проводник душ в загробный мир, вестником обновления и освобождения человека от земного сознания и возвращение его к Богу. Существовал обычай при сжигании трупа царя выпускать в небо орла — символом восходящей души умершего / взлетает из пламени погребального костра (сжигалось изображение Цезаря — ?), унося в жилище богов новую, обожествленную душу.
На римских присутствует как эмблема императорской власти и легионов.
RZR — В Древней Греции орел (иногда с перуном в когтях) — важнейший атрибут Юпитера, получающий (особенно в эпоху эллинизма, не без влияния восточных культов) дополнительное значение солярного символа.
Так, в греческом мифе олимпийским богам понадобился виночерпий, для чего за молодым красавцем Ганимедом верховный бог Зевс послал орла (по другой версии, Зевс полетел сам, превратившись в орла). В другом мифе в орла превратился гнев Зевса и в таком виде терзал печень Прометея.
Северная традиция
Эмблема Одина (Водана).
На вершине ясеня Игдрассиль сидит орёл, на голове которого в свою очередь сидит сокол. Согласно одному из мифов, (злое создание по имени) Азове зажгло кучу щепок у корней ясеня, пламя опалило крылья орла, и тот мертвым упал на землю.
В орла превращаются Локи и противник богов — гигант Фиази (Тьяцци) попеременно крадущие яблоки вечной молодости и богиню Идунн.
У кельтов орел ассоциируется с целительными водами.
Австралия и Океания
Великий отец Бунджиль у племени кулин рисуется старым племенным вождем, женатым на двух представительницах тотема черных лебедей. Само имя его означает «клинохвостый орел» и одновременно служит обозначением одной из двух фратрий (вторая Ваанг, то есть ворон). Бунджиль изображается создателем земли, деревьев и людей. Он согревает своими руками солнце, солнце согревает землю, из земли выходят люди и начинают танцевать ритуальный танец корробори. Таким образом, в Бунджиле преобладают черты фратриального предка — демиурга — культурного героя.
Европа
По польским преданиям XVI и XVII вв. (Кромер, Бельский) князь Лех основал город Гнезно потому, что увидел на дереве в лесу гнездо орла и счел это счастливым предзнаменованием.
Балтия
ххх
Славяне
Согласно одной из легенд, Москва основана на месте, где орёл победил дикого кабана и принялся клевать добычу на взгорье у реки.
Ближний Восток
ххх
Кавказ
ххх
Средняя Азия /Монголия
У гуннов (хунну) Центральной Азии орел «являлся преобладающим символом».
Тибет
ххх
Сибирь
В идентичных чукотском и эскимосском мифах жена орла является одновременно женой Ворона (ср. аналогии в птичьих мифах о Зевсе). У неё двое детей — орлёнок и воронёнок. Орёл запрещает детям летать в опасную для них сторону, но они трижды нарушают запрет, и на третий раз орлёнка похищает чужой орёл (мотив раздвоения орла). Орлу удаётся вернуть сына только с помощью Ворона, который у восточных палеосибирских народов обычно выступает как добыватель огня или света.
Обратная мифу хайда ситуация представлена в юкагирском предании, согласно которому чёрный цвет ворона объясняется тем, что его клевал орёл.
Дуалистический миф якутов противопоставлял светлое божество Хомпорун Хотой — прародиделя людей и орлов главе верхних злых духов Хара Суорон — прародителю воронов и той части якутов, чьим тотемом некогда был ворон.
У финнов, самодийских народностей, якутов, тунгусо-маньчжурских народов и других народов Сибири культ орла связан с представлением его в виде помощника или олицетворения шамана (откуда обычные изображения орла на шаманской одежде) и культурного героя.
У якутов орёл связан с легендой о принесении им огня; при некоторых обрядах врачевания ритуал высекания огня мог совершать только человек, чьим предком был орёл.
Юго-Восточная Азия
ххх
Китай
Древний символ Солнца, относящийся к ян.
Слово «орёл» омофонично (созвучно) слову «герой». Орёл и ворон связаны с богами войны и воителями. Символизирует также силу, мощь и власть, олицетворяет храбрость (бесстрашие), упорство и острое зрение.
Сочетания:
- орёл, одиноко сидящий на скале — символ борца-одиночки;
- ~ на сосне — ~ долголетия в полной силе;
- ~ побеждающий змею — восходит к индийской Гаруде.
Япония
ххх
Корея
ххх
Индокитай
ххх
Мезоамерика
У ацтеков — сила небесная, сияющие Небеса, восходящее Солнце, пожирающее змея тьмы.
«Орел» («куотль») — название 15-го (из двадцати) дней календаря ацтеков, символ-предзнаменование, предвещающий родившимся под этим знаком воинственность, склонность к грабежам и кражам.
«Женщина-орел» — один из эпитетов богини Сиу(а)коатль.
Единство и противоположность небес и земли символизировали в орел и ягуар. Группы воинов-орлов и воинов-ягуаров, противопоставляются по деталям культа.
В мифе о происхождении миштеков рассказывается, что двое детей богов по имени «Ветер-девять-змея» и «Ветер-девять-пещера» превратились соответственно в орла и крылатого змея, после чего в качестве культурных героев принесли первые жертвы богам.
Согласно мифу о первоначальном переселении ацтеков, имя орел-змея было у одного из четырёх предводителей ацтеков.
В ацтекской легенде об основании Теночтитлана с одной стороны, говорится об орле, сидящем на кактусе, который рос над камнем, с другой — повествуется о поисках дерева, с помощью которого добывается огонь. Орёл, терзающий змею на кактусе — древний символ столицы ацтеков Tеночтитлана, вошедший в герб современного Мехико / до сих пор орёл, кактус и камень входят в герб Мексики.
Северная Америка
В мифологии индейцев Северной Америки выступает символом неба и солнца, а также откровения (как посредник между Небом и Землей) и дня.
Головной убор с орлиными перьями воинов ряда индейских племен представляет Птицу Гром, мировой дух, а перья — солнечные лучи.
Иногда белый орел символизирует мужчину, а коричневый — женщину.
Индейцы племени зуни (зюнис) помещают орла вместе с солнцем в зенит, на ось мира. Он символизирует пятую сторону света, а его распростертые крылья напоминают зигзаги молнии или крест.
В мифе тлинкитов убийца неверной жены находит приют у орла, женится на орлице и охотится в орлиной «личине», причём подгоняет кита к селению своих бывших соплеменников (противопоставление орел — кит, характерно для многих индейских и палеосибирских мифов).
У тлинкитов орел предстаёт хозяином колодца с пресной водой.
У индейцев хайда, цимшиан (и некоторых других) известно деление на фратрии орла (или волка) и ворона (что подтверждает тотемический характер соответствующих мифов).
У тлинкитов фратрия Йеля связывается с вороном, фратрия Канука — с орлом (или волком).
По мифу хайда, Ворон, украшавший птиц в своём доме, устал и оттого сделал орлу плохой клюв.
По мифу индейцев кроу, жил некогда человек, который мальчиком, играя, упал в огонь и обжёг половину лица. С горя он решил уйти из дома. Сверхъестественные помощники рекомендовали ему попросить помощи у орла, и тот обещал помочь герою при условии, что он защитит его птенцов от водных духов. Герой согласился, и орёл привёл его к солнцу, чьи дети вылечили его с помощью волшебного зеркала. В знак благодарности индеец обучил их разным играм и вернулся к орлу. Вскоре он убил мифическое водное существо, поедавшее птенцов орла. Когда дети орла подросли, они отвели героя домой.
В мифе индейцев йокутов и моно орёл помогает койоту высоко поднять украденное тем солнце и повесить его на востоке.
Южная Америка
В южноамериканских версиях мифа о разорителе гнезда заместителем орла выступает попугай ара.
Австралия и Океания
У австралийских аборигенов орел или сокол приравниваются к божествам.
В архаической социальной символике Юго-Восточной Австралии различаются фратрии Клинохвостого орла и Ворона.
Шаманизм
Шаманская птица, также как гагара, чайка, гусь, ворон, филин, сова; символ Отца у кочевников, особенно в Северной Азии.
Орлиные атрибуты характерны для одеяния шамана в ряде сибирских и африканских традиций. Его перья используются в обрядах инициации и ритуалах «общения» шамана с духами.
С орлом были связаны белые шаманы, с вороном — чёрные.
Иран
Орёл и сокол — атрибуты солярного Митры.
Индуизм
В ведийском гимне орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры[2].
Солярная птица Гаруда — ездовое животное Вишну; эмблема Индры; часто изображается сражающейся со змеями как персонификацией зло.
В Бхагавад-Гите олицетворяет божественное Слово.
Буддизм
Птица, на которой летает Будда.
Атрибут Амогхасиддхи.
Джайнизм
ххх
Сикхизм
ххх
Даосизм
ххх
Библия / Ветхий Завет
Воплощение:
- божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости дух;
- гордыни[3].
Согласно библейской традиции, облик орла иногда принимают ангелы:
- херувимы в видении Иезекииля (1:10) представлены как гибридное крылатое существо, имеющее лики орла, льва и быка;
- четвертый ангел Апокалипсиса (4:7) был по виду летящим орлом.
Атрибут пророка Елисея — на вопрос пророка Ильи, чего бы он хотел на прощанье, ответил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне»[4].
- «Так говорит Господь Бог: большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку» — то есть Иерусалим[5].
- «По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?»[6].
Прожорливость, всеядность, падальщик:
- «Орел (…) птенцы его пьют кровь, и где труп, там и он»[7].
- «Ибо, где будет труп, там соберутся орлы»[8].
- «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные и сожрут птенцы орлиные»[9].
Иудаизм
Обновление, восток.
В Ветхом Завете существо нечистое:
- «… нечисты они для вас (…) Из птиц же гнушайтесь сих: орла, грифа, и морского орла, коршуна, и сокола с породой его»[10].
Гностицизм
ххх
Христианство
RZR — Орла изображают не только на купелях, но и на церковных кафедрах — как эмблему св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова, несущего Слово Христово. В средневековой христианской иконографии орел ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божьей и победой над злом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве). Сходным образом в христианстве орел играет роль посланника небес. Теодоре (Theodoret) сравнил орла с духом прорицания; обычно его (точнее сам полет орла) также отождествляли с молитвой, возносящейся к Богу, и прощением, даруемым смертному. Согласно Св. Иерониму, орел — эмблема Вознесения и молитвы (50). Данте даже называет орла птицей Бога (4).
Западная традиция наделила орла способностью к обновлению: он подставляет своё оперение солнечным лучам, пока оно не заблестит, затем погружается в чистую воду, а выйдя из нее, вновь становится молодым.
из отзвуков легенды о птице Феникс. В древности существовала уверенность, что через каждые 10 лет орел бросается в пламя, затем в морскую волну, и вновь обретает молодость. может омолаживаться, троекратно погружаясь в воду (отсюда и символика крещения и изображения на купелях). Его должно было омолаживать и Солнце, что указывает на благодатное воздействие духовного света.
Считалось, что орел способен долететь до Солнца и, не мигая, смотреть на него и соединиться с ним. В этой связи орел олицетворял духовное начало в человеке, которое в состоянии взмыть к Небесам.
Иудейские представления, что орел может обжечь свои крылья на солнце, после чего падает в океан, откуда появляется с новой парой крыльев, стали одним из символических мотивов христианского крещения.
Согласно раннехристианском «Физиологу», стареющий орёл взлетает к солнцу и меняет оперение в его лучах, а затем бросается в море, благодаря чему обретает молодость и здоровье. Средневековый «Бестиарий» сравнивает орла с праотцом Адамом:
- «Царь всех птиц парит в заоблачных высотах, но камнем падает на землю, если увидит добычу. Tак и Адам первоначально парил в небесах, но потом увидел запретный плод, который потянул его к земле».
Эти мотивы сохраняются и у более поздних авторов:
- «Орел, которому отказывают крылья, омолаживается и обновляется от солнечного пламени». — Хохберг, 1675 г.
- «После своего несравненного полета он вновь питался плотью телесных желаний и потерял всякое духовное озарение». — Унтеркирхер
Легенды говорят о необычайной зоркости и стойкости орлиного зрения, способного без ущерба для глаз созерцать (пристально смотреть на) палящее полуденное Солнце, и о том, что свойство это приобретённое: орёл учит своих ещё не умеющих летать птенцов смотреть на свет Солнца, вознося их в вышину. Символически значима также способность орла парить столь высоко, что он почти скрывается из виду.
(Средневековый) символ:
- Христа:
- — вперившего очи во Славу Божию — смотрящий на Солнце орёл;
- — возносящего души к Господу — орёл, возносящий птенцов;
- — спасающий души из океана грехов — орёл, ныряющий за рыбой в море;
- — восседающего на Страшном Суде — выбросит проклятых прочь из гнезда;
- — выступающий посланником Неба;
- Воскресения и Вознесения Христа, возрождения — высотный полет как параллель вознесению Христа;
- крещения и новой жизни, начинающейся с купели;
- — молодости, обновления юности — «Насыщает благами желание твое, обновляется, подобно орлу, юность твоя»[11];
- духа и духовности:
- — богодухновенность (Святого Писания), вдохновение;
- — душа, обновленная благодатью, крепнущая благодаря добродетели — «А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы…»[12];
- — духовное усилие, вера, возвышенно-пламенная религиозная любовь, религиозное размышление;
- связи между Богом и людьми, молитвы;
- божественных силы, справедливости (также и мирская) и милости;
- Всевидящего Ока, Провидения — благодаря острому зрению;
- победы над грехом — держащий в когтях змею, терзающий дьявола или олицетворяющую его добычу;
- ряд «негативных» значений (как правило, изображается в качестве жертвы):
- — демон, пленяющий души;
- — грех гордыни — вероятно, из-за его устремленного вдаль взгляда, «игнорирующего» близлежащее;
- — мирская власть.
Одно из четырех «апокалипсических животных»; при звуках последней трубы орел издает крики «Vae, vae».
Атрибут:
- воскресшего Христа;
- Св. Иоанна Евангелиста — возможно, с пером или чернильницей в клюве — поскольку он в размышлениях о божественной природе Спасителя достиг неимоверных высот / более других обращающается к сфере духа;
- пророка Илии — вознесшегося на небо;
- Иоанна Крестителя;
- Св. Медарда;
- Св. Приски;
- Св. Серватия.
Орел, низвергающийся с небес — падший ангел (Люцифер).
Орел с венком (на надгробии) — обещание жизни вечной после испытаний жизнью земной / проводник души в загробный мир / олицетворение Иисуса, возносящего души простых смертных на небо.
Золотой орел с распростертыми крыльями — эмблема Вавилона, Востока, Египта.
Изображения стилизованных орлов — типичная деталь убранства средневековых храмов («орлиные» капители и кафедры романских церквей; аналои в форме орла, поддерживающего своими крыльями лежащее Евангелие). Орёл, возносящий своих еще не умеющих летать птенцов к Солнцу — частый сюжет на готических витражах. Орлы — частый орнаментальный мотив на литургических одеяниях и предметах (в том числе и православных).
Ислам
ххх
Астрономия/логия
Орел с пятиконечной звездой в когтях — знак планеты Юпитер.
Созвездие Орла расположено над Водолеем, «следующим» за птицей так, словно его тянут за невидимые нити. Благодаря этому Водолея отождествляют с Ганимедом, а также с «тем фактом, что даже сами боги нуждаются в воде с ураническими силами жизни»[13].
Алхимия
«Понятие сдвоенности» — ?.
Взлетающий — освобождённая духовная часть первоматерии (prima materia).
Двуглавый — андрогинная ртуть.
Коронованные орёл и лев — двойственное единство принципов изменчивости и неизменности; воздух и земля, ртуть и сера, летучее и застывшее начала.
Орёл, пожирающий/тезающий льва — сублимация, возгонка; возвышение подвижного над стабильным; идея разрушения материи, преодоление силы тяжести, духовный взлет — в эзотерической алхимии.
Крылья равны духу; полет — воображению, победе одухотворенной и возвышенной деятельности над инволютивными, материализированными тенденциями.
Магия
ххх
Гадания
В гадании по снам — потеря, напрасная трата денег.
Масонство
Двуглавый орел является символом 33-й стадии (ступени) шотландского обряда, с короной, покрывающей обе головы, и горизонтально удерживаемым в когтях мечом. Его сопровождает девиз: Deus meumque jus — лат. «Бог и мое право».
Эмблематика
Орёл, летящий к солнцу.
- Мои желания направлены не на земные вещи.
- Символ олицетворяет «божественный и небесный разум, устремивший свой полет к небесам, набирающий высоту, созерцая добродетель, религию, а также доброту и милости благодатного Творца всех вещей, парящего выше преходящих забот этого мира».
- EMSI 40-11, с.277
Орёл, сидящий на надгробии.
- Символ представляет великие и героические деяния пережившие кончину в памяти потомков.
- EMSI 5-13, с.127
Орёл, летающий среди грома и молний
- Я нс страшусь ни огня, ни дротиков.
- Символ подлинной смелости.
- EMSI 57-14, с.347
Орёл
- Мной восхищаются не за голос, а за поступки.
- Символ олицетворяет разнообразие способностей, за которые мы ценим друг друга.
- См. рис. 44-11
- EMSI 57-15, с.347
Летящий орёл, который держит в одной лапе молнию, а в другой — оливковую ветвь
- Смотря что заслужите.
- Символ олицетворяет служителя правосудия.
- Для тех, кто ведет себя достойно, — мир и венец славы; для тех же, кто творит зло, — возмездие и наказание.
- EMSI 57-9, с.346
Высоко летящий орел.
- От его взора не ускользнет ничего.
- Символ олицетворяет всевидящий глаз Божий, от проницательности которого ничего не ускользает.
- EMSI 57-10, с.346
Орёл, атакующий оленя
- Бегство бесполезно.
- Символ нечистой совести, или осознания содеянного дурного поступка, от которого бесполезно бежать.
- Мы всегда будем нести на себе бремя наказания, куда бы мы ни направлялись.
- См. 8-?
- EMSI 57-11, с.346
Орёл, взмывший в воздух
- Готов спуститься.
- Символ «предостерегает от опасностей и соблазнов, нависших у нас над головой и готовых неожиданно на нас обрушиться. Избежать их можно, лишь будучи постоянно настороже, оглядываясь вокруг еще более тщательно, чем орел».
- EMSI 56-10, с.342
Орлица над своими птенцами
- Я знаю своих.
- «Говорят, что когда орлица видит, что ее птенцы уже достаточно выросли, чтобы предпринять свою первую попытку взлететь, она взмывает над гнездом и начинает хлопать крыльями, тем самым побуждая их последовать ее примеру и попытаться взлететь. И если птенцы побаиваются или чересчур осторожничают, орлица берет их себе на спину и уносит. Поэтому птицеловы не могут убить птенца, не прострелив тела орлицы. Бог вынес народ свой из Египта на Крыльях Орлиных и взял на себя заботу о его дальнейшей судьбе, подобно орлице, выносящей птенцов из гнезда, чтобы научить их летать, нежно помахивая крыльями в их присутствии».
- EMSI 53-10, с.330
Орёл, держащий в своих когтях корону
- Он ее заслужил по праву, и она не будет у него отобрана.
- Заслуги не должны быть оставлены без внимания.
- EMSI 53-6, с.330
Орёл, неустрашимо смотрящий на бурю
- Она лишь прибавляет чне храбрости и славы.
- Символ подсказывает, что подлинное величие, смекалка и храбрость наилучшим образом обнаруживаются в неблагоприятных обстоятельствах и при этом проявляются в своем наибольшем блеске.
- EMSI 53-1, с.329
Орёл
- Я черпаю храбрость и проницательность от своих предков.
- Символ дает понять, что из всех присущих орлу благородных качеств привлекает внимание смелость и острота зрения.
- Для благородного отпрыска гораздо почетнее обладать мудростью и острым умом, чем богатством высокопоставленных родителей.
- EMSI 53-2, с.329
Орёл, готовый слететь с вершины высокой скалы
- Мне нечего бояться.
- Пока мы действуем в привычной обстановке, а поступки направляются силой наших способностей, нам нечего бояться.
- EMSI таб.45-10, с.298
Орёл, взмывающий к солнцу
- Я начал свой полет.
- Символ души праведника, освобожденной от земного груза и воспарившей к небесам.
- «… и больше никогда Не возвращусь к делам земным,
- А буду здесь, с присущей мне свободой,
- Летать, как уроженец неба,
- Усыновленный светом».
- EMSI 48-6, с.310
Орёл, бесстрашно глядящий на свет солнца
- Это доказывает, что я твой законный отпрыск.
- Символ показывает, что только благородные поступки и подобающее поведение, могут по-настоящему послужить доказательством того, что мы принадлежим к той или иной породе. Наши поступки являются наилучшим доказательством того, что мы являемся настоящими, законными наследниками. (См. рис. 9 в табл. 15.)
- EMSI 45-8, с.298
Орёл, летящий к солнцу с молнией в когтях.
- См. 43-11
- EMSI 45-4, с.297
Орёл, парящий в воздухе.
- См. 56-10
- EMSI 48-8, с.310
Орёл, парящий над деревом с молнией в своих когтях, в то время как на дереве поюг маленькие птички
- Наши поступки должны соответствовать нашей природе.
- Наслаждаться миром и радостью жизни пристало слабым, женственным и немощным натурам — для смелых и любящих рисковать людей больше подходит война и великие героические поступки.
- EMSI 44-11, с.295
Орёл, держащий в своих когтях молнии
- Я несу инструменты возмездия — берегитесь, виновные.
- Символ предупреждает, что исполнители божественного возмездия всегда наготове и нависают над нашими головами. Это должно нас предостеречь и заставить привести наше поведение в соответствие с самыми строгими правилами добродетели и религии.
- EMSI 43-11, с.291
Орёл, летящий среди туч и молний, над которыми сияет солнце
- В превратностях судьбы надеюсь на лучшие времена.
- Символ показывает, что штормы и ураганы улягутся, а радостный солнечный свет возьмет верх. Необходимо только терпение, чтобы пережить это время.
- EMSI 43-9, с.289
Орёл над морем
- Я способен справиться с этой задачей.
- Символ способности преодолевать трудности. Перед тем, как предпринять какое-то важное дело, нужно трезво оценить свои силы и способности.
- EMSI 30-11, с.228
Орлёнок, только начинающий свои полеты из гнезда
- «Дерзостный юный отпрыск,
- Покинув родное гнездо,
- Испытывает свои нежные крылышки
- В широком, безбрежном просторе».
- Доблесть не в возрасте
- Символ означает ребенка, отмеченного Благодатью, который часто бывает более мудр в обретении вечных нетленных истин и предпринимает более смелые и высокие полеты, чем другие люди, чьи головы время покрыло сединами.
- EMSI 35-3, с.251
Молодой орёл
- Я рожден для войны.
- Символ геройского духа, совершающего в честь своих предков благородные деяния и подвиги, очевидные проявления которого видны уже в детстве.
- EMSI 27-11, с.217
Орёл, удерживающий гром и молнию
- То, что другим приносит смерть, мне приносит славу.
- Орел, как царь птиц, был носителем грома Юпитера.
- То, что одним приносит славу,
- Другим приносит погибель.
- Разные люди — разные итоги.
- EMSI 25-3, с.207
Орёл, держащий королька, вздымается в небо
- Я не часто взлетаю так высоко.
- Символ слишком высокого честолюбия (Из басенного сюжета).
- EMSI 6-1, с.129
Орёл, приносящий в свое гнездо камни.
- Символ предосторожности — орёл сберегает гнездо от сдувания.
- EMSI 6-6, с.130
Орёл с добычей, созерцающий небо
- Это мой запас на черный день.
- Символ предусмотрительности.
- Пространное объяснение см. 6-10, с.130
Орел, парящий среди грома и молний над батареей пушек
- Его ничего не пугает.
- Символ храброго человека, который в окружении врагов остается абсолютно неустрашимым.
- EMSI 24-1, с.203
Орёл, скрывающийся за облаками
- Заполучить меня нелегко.
- Символ того, что великое и возвышенное без трудностей не делается.
- EMSI 6-15, с.131
Орёл, опаливший крылья от близости к солнцу.
- Символ умеренности.
- «… так как честолюбие и соперничество, какими бы похвальными они сами по себе ни были, могут, подняв нас на слишком большую высоту, привести нас к краху и разорению».
- EMSI 15-7, с.166
Орёл, взирающий на солнце
- Его лучи никогда не смогут меня ни одолеть, ни ослепить.
- Символ истинного достоинства, «которое может взирать на самое блистательное величие без опасности быть ослепленным и подавленным. Натуралисты, развивая эту мысль дальше, говорят, что старые орлы испытывают молодых, завлекая их под самые горячие солнечные лучи, и перестают заботиться о тех, кто не в состоянии вынести этого испытания. Их презирают, как выродившихся отпрысков.»
- «Однако ты не царственный орел,
- Если упал ты, ослепленный солнцем». — Шекспир
- EMSI 15-9, с.166
Орёл, улетающий от источника, в котором он купался
- Он взлетает, освеженный и радостный.
- Символ перерыв в делах, потребный на восстановление сил.
- Пословицы:
- «Одна лишь работа без забот делает из джека (?) тупого ребенка».
- «Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем».
- EMSI 15-15, с.167
Маленьие птички устремляются к вишневому дереву, усеянному ягодами
- Орлы летят туда, где лежит мёртвое тело.
- EMSI 1-13,с.110
Оккультизм
ххх
Психология
Отцовство; Логос, Слово.
Так как орел отождествляется с солнцем и идеей мужской активности, которая оплодотворяет женскую природу, он также символизирует отца[14].
«Могущественное крылатое существо в небесной, голубизне духа» — Эппли.
Добыча в лапах орла — всегда ссылка на принесение в жертву низких существ, сил, инстинктов и на победу высоких сил (то есть принципа Отца, Логоса)[15].
Юнг, игнорируя множественность значений, определяет определяет как «высоту», со всеми следствиями, вытекающими из его специфического положения в пространстве.
Сны об орле оцениваются как положительные, отражающие возвышенность помыслов, но также — стремление к могуществу, непомерные амбиции, способные отвлечь человека от привычных занятий, свести на нет достоинства его личности. Указанные аспекты усматриваются там, где «мысли об орле» обращены на арсенал повседневной жизни, и ставят под вопрос течение этой жизни, взволнованной «всепоглощающей страстью духа».
Искусство
RZR — Некоторые из мифологических, позднее орнаментальных мотивов, связанных с орлом, засвидетельствованы памятниками изобразительного искусства.
Образ орла, связанный с космогоническими представлениями и с мифом о культурном герое, чрезвычайно распространён в символике первобытнообщинного и родоплеменного общества, а также древнего мира (особенно Передней Азии).
Искусство Возрождения и последующих эпох отразило традиционные мотивы античной мифологии (орел, несущий Ганимеда, у Рембрандта).
Образ двуглавого орла, представляющий собой, вероятно, первоначально отражение характерной двучленной (симметричной) структуры многих архаических мотивов, связанных с орлом, позднее становится весьма популярным в искусстве (уже в древней Малой Азии в хеттский период) и в геральдике.
Атрибут (аллегории, эмблемы):
- персонифицированной Гордости (Гордыни) — вместе со львом и павлином;
- ~ Зрения — в аллегории пяти чувств;
- ~ Правосудия.
Образ орла как воплощения слова в XVIII в. использует Э. Сведенборг.
В литературе, особенно поэзии, новейшего времени античные мифологические мотивы переплетены с более поздней средневековой символикой, в которой нередко сочетаются два наиболее универсальных зооморфных мифологических символа — орел и лев:
- «Жар предплечий студит объятие орла» — образ поэта как Ганимеда в ранних стихах Б. Пастернака;
- «… все пойму, / Видя льва, стремящегося следом, / И орла, летящего к нему» — Н. Гумилёв.
А. Платонов в повести «Джан» использовал архетипический образ охоты на орла, в которой приманкой оказывается человек (как у индейцев хидатса) и оппозиция охотник — орел переворачивается (что характерно для мифопоэтической мысли).
Ad vocem
- «Орел и решка» — обозначение аверса и реверса монеты при её бросании в качестве жребия < «решка» — искаженное «решетка», подобие которой чеканилось на аверсе российских монет в нач. XIX в. вместе с обозначением достоинства; на реверсе же располагался гербовый орёл (или профиль царствующей особы).
- Пословицы:
- — «Золотой орел всегда долетит до нужного места» — о деньгах (монетах);
- — «Он не орел: сквозь щелку не прорвется, не пролетит»;
- — «Орел мухи не замечает».
- «Старость орла» — синоним голодной смерти: согласно древнему поверью, у состарившегося орла клюв закрывается так плотно (зарастает), что птица не может хватать добычу.
- «Орлиный» нос — горбатый, похожий на клюв.
- «Прежде орлов больше было! И всегда эта царственная птица, взлетая, кричала — возглашала славу!» — К. Уейский.
- «Орел не станет прислушиваться к голосам других птиц, ибо ему неинтересно, что они могут означать» — «Тит Андроник».
- «Замшелые деревья, которым удалось пережить орла» — У. Шекспир «Тимон Афинский».
- «Покуда существует свет, воронам — каркать, а орлам властвовать» — А. Нарушевич.
- «Суровые орлы трусливых голубей не рождают» — Гораций «Песни».
- «Орленок» — прозвище Наполеона II, сына Наполеона I Бонапарта и Марии Луизы Австрийской. Носил титул герцога Рейхштадского, затем Римского короля, но никогда не царствовал и умер в 1832 году.
Ad notanda
ххх
Черновые материалы
Как птица Юпитера, он является териоморфной бурей, «буревестником» далекой древности, — образ, происходящий из Месопотамии, а оттуда распространившийся по Малой Азии (KERL — 35).
Библиография
- — MNME — Иванов В. В., Топоров В. Н., Орёл // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. — М.: «Сов. Энциклопедия», 1991. Т.2
- — Иванов В. В., Восстановление первоначального текста кетского мифа о разорителе орлиных гнезд, в кн.: Материалы Всесоюзного симпозиума по вторичным моделирующим системам 1 (5), Тарту, 1974, с. 51-64 < MNME
- — Ионов В. М., Орел по воззрениям якутов, СПБ, 1913 (Сборник Музея по антропологии и этнографии, т. 1, в. 16) < MNME
- — Клингер В. П., Две античные сказки об орле и их позднейшие отражения, «Университетские известия», Киев, 1913, No 1 < MNME
- — Мелетинский E. M., Палеоазиатский мифологический эпос. Цикл Ворона, М., 1979 < MNME
- — Штернберг Л. Я., Культ орла у сибирских народов, в его кн.: Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936 < MNME
- — Cook A. В., Zeus. A study in ancient religion, v. 1-2, Camb., 1914—1940 < MNME
- — Fuhr-Jaeppelt I., Materialen zur Ikonographie des Lowenadlers Anzu-Imdugud, Mьnch., 1972 < MNME
- — Hruska B., Der Mythenadler Anzu in Literatur und Vorstellung des alten Mesopotamien, Budapest, 1975 < MNME
- — Wilke G., Der Weltenbaum und die beiden kosmischen Vцgel in der vorgeschichtlichen Kunst, «Mannus», 1922, Bd 14, S. 73-99 < MNME
Иллюстрации
- Остготская пряжка (золотая зернь). ?езена, ок. 500 г.
- Орел, пикирущий в воду. «Бестиарий». Биб. Арсенала. Париж, XI в.
- Древнемексиканская губная пробка. Золото ацтеков
- Гравюра на дереве из сочинения Псевдо-Альберта Великого. 1531 г.
- Орел как победитель дракона-сатаны. T. X. фон Хохберг, 1675 г.
- Орел как символ высшей власти и солярной природы владыки Небес и главы всех богов Зевса-Отца. (Роспись на греческой чаше, VI век до н. э.)
- Символическое изображение извечного конфликта между высшей и низшей природой человека, солярными и хтоническими силами, интеллектом и инстинктом, сведенного к напряженной борьбе между орлом и змеей.
Примечания и комментарии
- ↑ Параллель у равнинных майя.
- ↑ PB IV 27,1
- ↑ Соответствует роли этих птиц в средневековой легенде об Александре Македонском, пытавшемся достичь неба на двух орлах
- ↑ Четвертая книга Царств 2:9
- ↑ Иезекииль 17:3
- ↑ Иов 39: 27
- ↑ Иов 39:30
- ↑ Евангелие от Матфея 24:28
- ↑ Притчи 30:17
- ↑ Левит 11:13
- ↑ Пс. 102(102):5
- ↑ Исайя 40:31
- ↑ KERL — 40
- ↑ KERL — 19
- ↑ KERL — 50