Нэлбэй айысыт: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 6: | Строка 6: | ||
В этом культе Нэлбэй айысыт обнаруживает весьма архаичные черты, уходящие своими корнями в эпоху матриархата (ср. также обычай шаманов одеваться в женскую одежду при обращении к светлым духам айы). | В этом культе Нэлбэй айысыт обнаруживает весьма архаичные черты, уходящие своими корнями в эпоху матриархата (ср. также обычай шаманов одеваться в женскую одежду при обращении к светлым духам айы). | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 02:52, 5 июня 2023
В якутской мифологии первоначально покровительница рождения детей, позже — божество плодородия. Нэлбэй айысыт — степенная госпожа, одетая в дорожные одежды. Она живёт на восточной стороне земли за пределами обитания людей. Нэлбэй айысыт внедряет в темя мужчины созданные Юрюнг айы тойоном души (кут и сюр) ребенка, которые переходят в женщину при соитии её с мужчиной, и она беременеет. Нэлбэй айысыт имеет власть дарить или не дарить ребёнка, и поэтому у якутов существовал обряд «испрашивания детей». Считалось, что Нэлбэй айысыт присутствует при родах, поэтому в доме надо говорить шёпотом и ходить тихо, иначе Нэлбэй айысыт может обидеться и отнять жизнь у младенца или у роженицы. После родов Нэлбэй айысыт приносили в жертву какое-нибудь животное и совершали обряд проводов, в котором участвовали одни женщины. В этом культе Нэлбэй айысыт обнаруживает весьма архаичные черты, уходящие своими корнями в эпоху матриархата (ср. также обычай шаманов одеваться в женскую одежду при обращении к светлым духам айы). |
См. также:
|
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Н. А. Алексеев