Парадата: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 8: Строка 8:
  
 
В «Шахнаме» Парадата соответствуют Пишдадиды.
 
В «Шахнаме» Парадата соответствуют Пишдадиды.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 04:14, 5 июня 2023

Парада́та — предп. «первозаконники», «установители первых социальных норм»

Герои архаических общеиранских мифов о первой существовавшей на земле династии, учредители социума и цивилизации. Неоднократно упоминаются в «Авесте», где их число непостоянно, в эламоязычных ахеменидских текстах и у Геродота, пересказавшего скифский героический эпос[1]: цари, называемые паралатами.

Чаще всего термин «Парадата» прилагался к Хаошйангхе. На индоиранские истоки мифа о парадате указывает фрагмент «Видевдата»[2], где в их число включён божественный лекарь Трита, известный и авторам «Ригведы». Враждебное с точки зрения «Ригведы»[3] племя паравата (paravata) может быть чуть искажённым вариантом Парадата. Контекст всех упоминаний о Парадата влечёт за собой гипотезу о Парадате как скорее социальной (военная аристократия), нежели этнической группировке. «Авеста» подчёркивает дозороастрийский, языческий характер верований Парадата: они, например, не поклонялись Амеша Спента, а первый из них, Йима, открыто противился культу Ахурамазды[4].

В «Шахнаме» Парадата соответствуют Пишдадиды.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Иранская мифология

Хаошйангха
Трита
Амеша Спента
Йима
Ахурамазда
Пишдадиды

Литература

  • Лелеков Л. А. Одноимённая статья в MNME
  • Грантовский Э. А., Индо-иранские касты у скифов, в кн.; XXV Международный конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, [No ] 123, М., I960 < MNME

Примечания и комментарии

  1. «Авеста» IV 5-7
  2. «Видевдата» 20, 1
  3. РВ VI 61, 1
  4. «Видевдат» 2, 3