Ой иясе: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 21: Строка 21:
 
*эв бекчиси у турок,
 
*эв бекчиси у турок,
 
*уьй иеси у якутов и ногайцев.
 
*уьй иеси у якутов и ногайцев.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 43: Строка 43:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Текущая версия на 08:18, 5 июня 2023

Ой иясе́ öй иясе́ — тат.
öй эйðhé, öй эйяhе — башк.
йорт иясе — тат «хозяин двора»
йорт эйðhе — башк. «хозяин двора»

В мифологиях казанских и западносибирских татар, башкир «хозяин» дома, домовой, особая разновидность духов эе.

В мифологии башкир и казанских татар Ой иясе покровительствует семье. Часто отождествлялся с абзар иясе. Представлялся в образе старика с длинными волосами, считалось, что он живёт под полом дома, куда ему ставили угощение. По ночам Ой иясе выходит оттуда, иногда работает:

  • прядёт оставшуюся на прялке пряжу — плохое предзнаменование,
  • просеивает через решето муку — добрый знак.

Этими или другими способами оповещает семью о ближайшем будущем. Предвещая несчастье, Ой иясе всю ночь ходит по дому, тяжело вздыхает, стонет. При переселении в новый дом Ой иясе обычно приглашали с собой. Представления казанских татар и башкир об Ой иясе близки воззрениям о домовом финноязычных народов Поволжья и восточных славян и, видимо, генетически связаны с мифологическими традициями местного финно-угорского населения.

В мифологии западносибирских татар Ой иясе — злой дух в виде безобразной старухи. Ой иясе ночами, невидимая, бегает по дому, шуршит, плачет, всячески беспокоит людей. Считалось, что кто-нибудь заболеет или умрёт, если в доме заведётся Ой иясе. Поэтому люди, уверенные, что в их доме поселилась Ой иясе, старались дом продать. Женский облик отражает раннюю стадию развития образа[1].

Образ домового встречается также в мифологиях других тюркоязычных народов:

  • йорт иясе у татар-мишарей,
  • юй ийеси у карачаевцев,
  • херт-сурт у чувашей,
  • эв бекчиси у турок,
  • уьй иеси у якутов и ногайцев.
00-00-000-000.jpg

См. также:

Тюркских народов мифология
Эе
Домовой

Абзар иясе

Йорт иясе
Юй ийеси
Херт-сурт
Эв бекчиси
Уьй иеси

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Кайюм-Насыров, Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства, в кн.: Записки имп. Русского географического общества по отделению этнографии, т. 6, СПБ, 1880 < MNME
  • Татары Среднего поволжья и приуралья, М., 1967, с. 361-62 < MNME
  • Валеев Ф. Т., О религиозных представлениях западносибирских татар, в кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера, Л., 1976, с. 325 < MNME

Примечания

  1. Ср. приписывание Ой иясе женских занятий у башкир и казанских татар.