Парис: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
Значение имени Париса, а также роль зачинщика Троянской войны и победитель ахейского героя Ахилла, указывают на его первоначально гораздо более важное место в предании по сравнению с «Илиадой». Вместе с тем эпос ещё не нуждался в обосновании того обстоятельства, что Парис пас царские стада: это делают в «Илиаде» многие представители царских домов — сыновья Приама, Анхис, Эней, братья Андромахи<ref>HOMI IV 500; V 313; VI 421—424; XV 546—549; XX 188—190</ref>. Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим его опознанием, возникла, очевидно, не ранее VI в. до н. э. и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях «Александр» Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. | Значение имени Париса, а также роль зачинщика Троянской войны и победитель ахейского героя Ахилла, указывают на его первоначально гораздо более важное место в предании по сравнению с «Илиадой». Вместе с тем эпос ещё не нуждался в обосновании того обстоятельства, что Парис пас царские стада: это делают в «Илиаде» многие представители царских домов — сыновья Приама, Анхис, Эней, братья Андромахи<ref>HOMI IV 500; V 313; VI 421—424; XV 546—549; XX 188—190</ref>. Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим его опознанием, возникла, очевидно, не ранее VI в. до н. э. и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях «Александр» Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]] |
:[[Греческая мифология]] | :[[Греческая мифология]] | ||
:[[Троянская война]] | :[[Троянская война]] |
Версия 08:33, 5 июня 2023
В греческой мифологии троянский царевич, второй сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснилось будто она родила пылающий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели (чаще всего среди них называют Эсака) объяснили сон царицы так: ожидаемый ею сын будет виновником гибели Трои. Когда мальчик родился, Приам велел бросить его на горе Иде, надеясь, что там он будет растерзан зверями. Однако ребёнок уцелел и был воспитан пастухом, давшим ему имя Парис. Позднее, когда юноша Парис храбро отразил нападение на стадо шайки разбойников, он получил прозвище Александр — «отражающий мужей»[1]. Ко времени пребывания Париса на Иде источники относят его брак с нимфой Эноной и знаменитый суд над тремя богинями, заспорившими о своей красоте. Афродита обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Нот. II. III 399—412). Однако прежде чем это случилось, произошло узнавание Париса родителями и его возвращение в Трою в качестве царского сына: во время спортивных состязаний в Трое [в которых Парис решился принять участие, несмотря на своё (мнимо) низкое происхождение] он одолел всех соперников, включая сыновей Приама, и был опознан сестрой — пророчицей Кассандрой, пытавшейся убить Париса, чтобы спасти Трою. Однако родители, обрадованные тем, что нашли сына, давно ими оплаканного, с радостью приняли его в дом[2]. Затем Парис отправился в Грецию, где, воспользовавшись гостеприимством спартанского царя Менелая, похитил его жену — красавицу Елену и большие сокровища. Коварный поступок Париса послужил причиной Троянской войны, в которой сам Парис, согласно «Илиаде», не принимал активного участия: в единоборстве с Менелаем он был побеждён, сохранив жизнь только благодаря вмешательству Афродиты[3], и к новому вступлению в бой его вынужден был побуждать Гектор[4]. Впоследствии от его стрелы, направляемой Аполлоном, погибает Ахилл[5], в то время как и сам Парис не может избежать отравленной стрелы Филоктета, приносящей ему смерть[6]. Значение имени Париса, а также роль зачинщика Троянской войны и победитель ахейского героя Ахилла, указывают на его первоначально гораздо более важное место в предании по сравнению с «Илиадой». Вместе с тем эпос ещё не нуждался в обосновании того обстоятельства, что Парис пас царские стада: это делают в «Илиаде» многие представители царских домов — сыновья Приама, Анхис, Эней, братья Андромахи[7]. Версия, связанная с пребыванием Париса на горе Иде и последующим его опознанием, возникла, очевидно, не ранее VI в. до н. э. и в литературе была впервые обработана в не дошедших до нас трагедиях «Александр» Софокла и Еврипида. Затем эта версия оказалась господствующей, так как хорошо сочеталась с рассказом о суде Париса. |
См. также: |
Искусство
В искусстве неоклассицизма он изображается во фригийской шапке.
Наиболее популярна среди всех мифологических темы сцена Суда Париса.
Среди других сюжетов с участием Париса встречаются:
- Похищение Елены и родственные сюжеты, менее часто изображаемые:
- Елена, представляемая Приапу;
- бракосочетание Елены и Париса;
- Елена в своих апартаментах, ублажаемая Парисом игрой на лире.
Иногда изображаются:
- сцена нахождения Париса пастухами;
- Парис с Эноной, развлекающиеся в тени деревьев (рядом может присутствовать Эней — с перевернутой урной речного бога и, возможно, с венком из тростника);
- Парис, вырезающий имя Эноны на стволе дерева.
Литература
- Ярхо В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Reinhardt K., Das Parisurteil, Fr./M., 1938, Clairmont С., Das Parisurtejl in der antiken Kunst, Z., 1952 < MNME