Пуруша: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 31: | Строка 31: | ||
В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда он отождествляется с Атманом). Таким образом, Пуруша постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции Пуруши передаются другим персонажам<ref>Ср. видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний Пуруша и Вишну-Нараяна или Пуруша как имя Брахмы.</ref>. | В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда он отождествляется с Атманом). Таким образом, Пуруша постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции Пуруши передаются другим персонажам<ref>Ср. видение мудреца Маркандейи в «Матсья-пуране»: древний Пуруша и Вишну-Нараяна или Пуруша как имя Брахмы.</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 12:57, 5 июня 2023
В древнеиндийской мифологии первочеловек, из которого возникли элементы космоса, вселенская душа, «Я». В некоторых философских системах (напр., санкхья) Пуруша — вечное, сознающее, но инертное начало, соединяющееся с пракрити, в результате чего возникает мир множественности (вещей). Пуруше посвящён гимн в «Ригведе»[1]. Для Пуруши характерны:
Он приносится в жертву богам путём расчленения на составные части, из которых возникают основные элементы социальной и космической организации:
Тем самым Пуруша стал образом перехода от единой целостности к множественной расчленённости, он тот, кто нейтрализует противопоставление «быть единым» — «быть многим». Расчленение Пуруши создаёт новый тип космической организации — вселенную широких пространств, место спасения от косного и обуженного хаоса. Мотивы Пуруши в «Атхарваведе»[2], «Шатапатха-брахмане»[3], упанишадах[4] в совокупности с текстами, посвящёнными жертвоприношению Пуруши (ритуал пурушамедха), позволяют реконструировать исходный обряд жертвоприношения человека, расчленения его на части и отождествления их с элементами космоса. Более поздние ведийские тексты предлагают ряд новых отождествлений:
Далее Пуруша идентифицируется с Брахманом[8]. В упанишадах Пуруша — жизненный принцип, одушевляющий людей и другие существа (иногда он отождествляется с Атманом). Таким образом, Пуруша постепенно становится важным понятием древнеиндийского умозрения, в частности при классификациях; мифологические же функции Пуруши передаются другим персонажам[9]. |
См. также: |
Литература
- Топоров В. Н. Одноимённая статья в MNME
- Топоров В. Н., О структуре некоторых архаических текстов, в сб.: Труды по знаковым системам, т. 5, Тарту, 1971 < MNME
- Weber A., ьber Menschenopfer bei den Indern der vedischen Zeit, в его кн.: Indische Streifen, Bd 1, В., 1868, S. 54-89 < MNME
- Brown W. N., The sources and nature of purusa in the Purusasukta (Rigveda, 10. 91), «Journal of American Oriental Society», 1931, v. 51, No 2 < MNME
- Kirfel W., Der Asvamedha und der Pupusamedha, «Alt-und Neu-Indische Studien», 1951, Bd 7 < MNME
- Mus P., Du nouveau sur Rgveda 10.90?, в сб.: Indological studies in Honor of W. N. Brown, Hew Haven, 1962ё, p. 165-85 < MNME
- его же, Oщ finit Purusa?, в сб.: Mйlanges d’indianisme а la mйmoire de I. Renou, P., 1968, p. 539-63 < MNME