Самбарис: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 19: Строка 19:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
__TOC__
 
__TOC__

Текущая версия на 14:48, 5 июня 2023

Са́мбарис < литов. sбmbaris — «складчина», «ссыпчина», крестьянский праздник по окончании уборки урожая

Литовское божество плодородия.

Литовский автор Бродовский в нач. XVIII в. сообщает, что ежегодно на пасху Самбарису подносят на белом платке три горсти семян и три куска от каждого блюда; еда пожирается собаками, а семена разбрасываются на землю. Важный элемент ритуала — варение пива, которое связано с образом Самбариса (ср. его название Alus Samberinnis — «пиво Самбариса»).

Другой автор XVIII в. Руиг указывает две ипостаси этого божества:

  • Zembarys — бог земли, соотносимый с римским Плутоном (это же отождествление есть и у Бродовского),
  • и Zemberinnis Allus — олицетворённое и мифологизированное пиво, связанное с Самбарисом.

Иногда высказывается мнение, что сближение Руигом имени Самбариса с названием земли (литов. zeme) вторично. Действительно, название «Самбарис» происходит от названия крестьянского праздника по окончании уборки урожая, о котором подробно пишет М. Преториус в XVIII в. (Sambarios, Saborios)[1]. Тем не менее мотив связи Самбариса с землёй весьма правдоподобен: пиво должно было соотноситься с божеством ферментации, связи которого с землёй несомненны (ср. Раугупатис, Раугуземепатис). Таким образом, возможна реконструкция, согласно которой Самбарис сначала обозначал определённый ритуал, а позже был персонифицирован.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Литовская мифология

Плутон
Раугупатис

Пиво
Земля
Число 3
Число 9
Число 27
Платок

Литература

  • Топоров В. Н., Иванов В. В. Одноимённая статья в MNME

Примечания и комментарии

  1. Другое название праздника — «трижды девять», так как от каждого злака берут девять горстей, каждую из которых делят на три части, после чего 27 раз бросают зёрна в общую кучу.