Аглавра, дочь Кекропа: различия между версиями
(а) |
м |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
:[[Пандроса]] | :[[Пандроса]] | ||
:[[Афина]] | :[[Афина]] | ||
− | [[Файл:00-02-848-000.jpg|250px|thumb|right|Вотивный рельеф. Гермес ведёт в танце дочерей Кекропа и ребёнка Эрихтония. Кон. VI-нач. V в. до н. э. | + | [[Файл:00-02-848-000.jpg|250px|thumb|right|Вотивный рельеф. Гермес ведёт в танце дочерей Кекропа и ребёнка Эрихтония. Кон. VI-нач. V в. до н. э.]]<small>''Этимология''</small> |
:"Αγλαυρος – гр. «световоздушная»; Άγραυλος – гр. «полебороздная». | :"Αγλαυρος – гр. «световоздушная»; Άγραυλος – гр. «полебороздная». | ||
<small>''Функция''</small> | <small>''Функция''</small> |
Версия 15:47, 5 июня 2023
Синонимы:
- Агравла
- Аграула
См.также:
Этимология
- "Αγλαυρος – гр. «световоздушная»; Άγραυλος – гр. «полебороздная».
Функция
- Эпизодический персонаж греческой мифологии, тесно связанный с Афиной.
- Выступает (как и её сёстры) ипостасью Афины, которая иногда именовалась Aглаврой [l].
- На связь с растительностью и хтонический характер Аглавры как мифологического персонажа указывают:
- родство со змееногими детьми земли-Геи (Кекроп и Эрихтоний);
- имена её сестер (Пандроса – всевлажная, Герса – роса);
- -
Генеалогия
- Старшая из трёх дочерей Кекропа и Аглавры.
- Мать Алкиппы (от Ареса)[???].
Эпитеты
- У Гомера варианты имени Аглавры используются как эпитеты по отношению к пастухам (αγραυλος) и Луне (αγλαυρος) как источнику освежающей пастбища росы (подобно именам её сетёр Герса и Пандроса). [Грейвс]
Иконография
- Известно золотое кольцо из Микен с изображением трёх идущих в храм жриц. Две из них кропят вокруг себя росой, а у третьей (отождествляется с Аглаврой) к локтю подвязана веточка. [Грейвс]
Атрибуты / символы
Почитание
- Церемония, представленная на микенском кольце, возможно, возникла на Крите. [Грейвс]
Смысловые параллели
Античность
Аглавра, или Аглавре - эпитет самой Афины.
В Афинах был священный участок Аглавры и её святилище в пещере на склоне Акрополя [d]. Ею клялись афинские женщины [e]. На Кипре Аглавре поклонялись в довольно позднюю эпоху, принося ей человеческие жертвы. [q - Грейвс]
По одному из аттических сказаний Афина поручила «кош из актейской лозины» со спрятанным в нём новорождённым Эрехтеем заботам Аглавры (вар. – Аглавре и Герсе; всем трём сёстрам одновременно). Вопреки наказу, сёстры (вар. – одна из них) открыли короб и обнаружили змееногого младенца. Обезумев от страха, они бросились со скалы Акрополя. Одни авторы утверждают, что Афина сама наслала на сестёр безумие. [f (166)]. Другие говорят, что весть о гибели сестёр опечалила Афину настолько, что она уронила несомую её на Акрополь скалу (Ликабеттская гора) и сделала черным оперение принесшей весть вороны. [m, n, j, f (274); a (III. 14,6)] Грейвс в отношении этой версии гибели Аглавры замечает, что «это всего лишь нравоучение, предупреждающее о каре за разглашение тайн Афины».
По другому сказанию, Гермес, возжелавший младшую из сестёр, подкупил Аглавру. Но та под влиянием внушённой Афиной ревности не допустила его свидания с Герсой и была за это превращена влюблённым богом в каменную статую. СОгласно этой версии мифа короб с Эрихтеем был открыт уже после рождения Герсой двух сыновей от Гермеса и вместе с сёстрами погибла другая Аглавра – их мать. [a(III 14,3), c, f] По мнению Грейвса предложение Гермесом золота за совращение Герсы Аглавре, «вероятно, указывает на бытовавшую ритуальную проституцию жриц перед образом богини, т. е. обращенной в камень Аглавры». Он также указывает на оргиастический характер священных корзин со змеями, фигурирующих в этой версии мифа, и существование ритуальной проституции жриц Луны-богини на Крите, Кипре, в Сирии, Малой Азии и Палестине. [Грейвс]
Существует также рассказ об оракуле Аполлона, который возвестил окончание продолжительной войны, если кто-либо добровольно принесёт себя в жертву. Во исполнение этого предсказания Аглавра бросилась с Акрополя, обеспечив победу афинянам при одном из нападений на город. С того времени юные афиняне, впервые берущие в руки оружие, посвящают свою жизнь процветанию города в святилище Аглавры. [l, p] Рассматривая этот сюжет, Грейвс отмечает: «Причиной, по которой дочери Кекропа бросились вниз с Акрополя, вполне мог быть захват эллинами Афин, после которого была сделана попытка насадить моногамию среди жриц Афины, как в мифе о Галлирофии. Они предпочли смерть бесчестью. Вот почему афинские юноши приносили клятву в святилище Аглавры».
Искусство
Безумие дочерей Кекропа как изобразительный сюжет встречается главным образом в нидерландской живописи XVII в. Иорданс, Антверпенский музей. Сёстры изображаются открывающими корзину с лежащим в ней змееногим младенцем (либо из корзины выползает змея). Рядом могут изображаться:
- ворона (возможно, белая);
- статуя многогрудой Дианы Эфесской как обозначение земли.
Библиография
- [a] Псевдо-Аполлодор «Мифологическая библиотека» - [APLL III 14,1-2] - III 14, 2
- [b] «Мифы народов мира». М., 1991-92. Т.1. С.35
- [c] Овидий. «Метаморфозы» II 818-832
- [d] Геродот. «История» VIII 53
- [e] Аристофан. «Женщины на празднике Фесмофорий» 533
- [f] Гигин. Мифы 166 / Hyg. Fab. 166
- [g] Павсаний I. 5.3; VIII. 2.1;
- [h] Страбон IX.l. 20;
- [i] Аристофан. Плутос 773;
- [j] Атеней 555 d;
- [k] Евстафий. О Гомере р. 1156
- [l] Суда и Гесихий под словом Agraulos / Suida, v.Aglayros
- [m] Антигон из Кариста 12
- [n] Каллимах. Гекала 1.2.3
- [o] Филострат. Жизнь Аполлония Тианского VII. 24
- [p] Плутарх. Алкивиад 15
- [q] Порфирий. О воздержании* II. 54