Посох: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 30: Строка 30:
  
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
 
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 38: Строка 38:
 
:[[Скипетр]]
 
:[[Скипетр]]
 
:[[Жезл]]
 
:[[Жезл]]
:[[Кадуцей]]
+
:[[Кадукей|Кадуцей]]
 
:[[Костыль]]
 
:[[Костыль]]
:[[Патерица]]
+
:Патерица
:[[Палица]]
+
:[[Булава|Палица]]
 
:[[Дубина]]
 
:[[Дубина]]
 
:[[Волшебная палочка]]
 
:[[Волшебная палочка]]
Строка 48: Строка 48:
 
:[[Змей]]
 
:[[Змей]]
 
:[[Рука]]
 
:[[Рука]]
:[[Пастух]]
+
:[[Пастырь]]
 
----
 
----
 
:[[Осирис]]
 
:[[Осирис]]
Строка 56: Строка 56:
 
:[[Гермес]]
 
:[[Гермес]]
 
:[[Аарон]]
 
:[[Аарон]]
:[[Иаков Старший]]
+
:[[Иаков Старший, Св.|Иаков Старший]]
 
|}
 
|}
  

Текущая версия на 17:33, 5 июня 2023

посох, палка

Древняя эмблема силы, символически связанная с энергией деревьев. Один из основных атрибутов участников различных обрядов (в том числе ритуальных обходов), божеств и демонов. Магические свойства посоха, продуцирующие и защитные, часто связываются с его «происхождением»[1]. Особая мощь приписывается посоху или палке, бывшим в контакте со змеей.

В традиционном представлении посох, особенно из специфических пород дерева (например, орешника) служит эмблемой личной власти или её источником[2].

Пастушеский посох (палка, изогнутая на верхнем конце крюком) — атрибут множества богов (например, всех Добрых Пастырей) и святых. Постепенно трансформировался в пастырский (например, епископский) посох.

Тесно связан с символикой фаллоса, змеи, руки (или указующего перста) и т. д.

Аналогичен жезлу, пруту, ветке, а также некоторым предметам домашней утвари (кочерга, ухват, помело, лопата). Как оружие, посох идентичен с дубиной или палицей как королевским оружием[3].

Основные значения:

  • мужская сила;
  • власть, достоинство, предводительство, полномочия, юрисдикция, магическая (сверхъестественная) сила;
  • опора;
  • наказание;
  • вера, милость, милосердие, стойкость, искоренение пороков — патерица;
  • путешествия, паломничество;
  • Солнце;
  • мировая ось.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Орудия
Фаллические символы

Скипетр
Жезл
Кадуцей
Костыль
Патерица
Палица
Дубина
Волшебная палочка
Прут
Ветвь
Змей
Рука
Пастырь

Осирис
Аргус
Пан
Орфей
Гермес
Аарон
Иаков Старший

Древний Восток

В шумеро-семитской традиции пастушеский посох — одна из царских регалий в Ассирии и Вавиллоне.

Египет

В египетской иероглифике идеограмма дубина (хм) служит фонетическим знаком для слова «слуга».

Рассматривая первое значение, Фрэзер обращает внимание на то, что древние египтяне после осеннего равноденствия отмечали праздник, который они называли «Рождение Солнца-Посоха», ибо они полагали, что так как день становится короче, а солнечный свет — слабее, то солнцу необходим посох для опоры[4].

Кнут и пастушеский посох (авгурская палка) как знаки фараона несут символику власти и подчинения (ограничения) соответственно.

Атрибут:

  • Осирис как судья мертвых — с бичом (основной);
  • Тевт — посох с пером для письма как символ пробуждающейся души

Античность

В греко-римской традиции посох вестника, как и кадуцей, — главный атрибут Гермеса / Меркурия.

Пастушеская посох (палка, изогнутая на верхнем конце крюком) — атрибут:

  • Аполлона как защитник паствы;
  • Пан как защитник стад;
  • Аргус;
  • Полифем — одноглазый великан;
  • Протей как пастыря океанских стад;
  • Орфей как Добрый Пастырь;
  • Талия.

Ударом посоха Эдип убивает своего отца Лая не узнанного им.

Славяне

Один из основных атрибутов участников различных обрядов, в том числе ритуальных обходов (колядников, полазника, кукеров и др.), демонов.

Посох используется в качестве орудия отгона нечистой силы, болезней, насекомых. У южных славян ряженые колядники размахивают в доме посохами и дубинками, имитируя борьбу с нечистой силой и «прогоняя» ее изо всех углов. Полесские колдуны отгоняли от села градоносную тучу, делая посохом кресты в воздухе. На Черниговщине хозяин, раздевшись догола, с посохом в руках обходил поле и втыкал его там, чтобы птицы не клевали просо.

Во время ритуальных обходов села посох может иметь смысл фаллического символа: болгарские «кукеры», севернорусские «веретельники» с посохами и палками в руках преследуют женщин, имитируя известные движения. Продуцирующая роль посоха прослеживается в действиях колядников, которые дотрагиваются палками или прутьями до людей, скота, построек, наделяя их плодовитостью; в действиях полазника — первого посетителя на Рождество, который палкой ворошит угли в очаге или высекает искры из горящего на очаге полена бадняка, произнося благопожелания. Посох выступает и как атрибут дружек на свадьбе. В Полесье дружка стучал палкой в дверь, в потолок и спрашивал разрешения одаривать невесту у ее родителей. Во время свадебного шествия на посох вешали платки, полотенце; его использовали как шест для свадебного знамени.

В качестве оберега использовались посохи и палки из различных пород дерева:

  • на Украине в канун Ивана Купалы в воротах затыкали осиновую палочку, чтобы во двор не вошла ведьма;
  • у балканских славян прут боярышника служил защитой от вампира;
  • чехи протыкали тело покойного дубовым колом.

Вербовые палки повсеместно использовались при выгоне скота в поле: ими погоняли скот, подкладывали под порог хлева, оставляли под кустом на пастбище и т. д.

В магии использовались посохи, «получившие» дополнительную силу после каких-либо действий или событий.

  • В Полесье палку, найденную под муравейником, подкладывали в хлев, чтобы плодились свиньи;
  • застрявшей в ветвях грушевого дерева палкой гнали на случку корову;
  • березовый колышек, с помощью которого вязали снопы, затыкали за пояс, чтобы во время жатвы не болела спина;
  • палку, которую приняли в лесу за змею, использовали как оберег от птиц в поле и т. д.

У сербов особая мощь приписывалась посоху, с помощью которого убили змею перед днем Св. Георгия: в такой посох вставляли змеиную кожу и гнали ею скот на продажу. Посохом, с помощью которой у змеи отобрали лягушку, птицу и пр.,

  • отгоняли градоносную тучу,
  • примиряли ссорящихся,
  • «били» роженицу при родах, корову при отеле, например со словами: «Разделись с теленком, как змея с лягушкой».

С помощью посохов ведьмы и колдуны наводят порчу, отбирают молоко у коров, превращают людей в животных и т. д. Верхом на посохах (прутьях, кочергах, ухватах и т. п.) ведьмы слетаются на шабаш. По поверьям южных славян, палки и посохи демонов обычно черного или красного цвета. В сказках человек, отнявший у нечистой силы волшебную палочку, становится непобедимым.

Индуизм

Три связанных вместе прута в посохе у вайшнавов символизируют три реальности или три гуны, составляющие феноменальный мир, контроль над мыслью, словом и поступком у святого или мудреца.

Библия / Ветхий Завет

Связанная с посохом символика сотворения мира и плодородия отчетливо видна в библейской истории об Аароне, жезл которого зацвел и принес плоды миндаля в знак Божьего благословения колену Левиину, подтверждения полномочий Аарона как израильского первосвященника[5].

Христианство

Епископский посох (жезл Апостольский, патерица) обычно имеет верхний конец в виде спиралеобразного крюка. Олицетворяет власть и авторитет епископа или аббата как пастыря стада своего опеку и управление паствой, а также служит символом веры[6]. Его крюкообразная (сигмовидная) форма символизирует божественную власть, связь и соединение[7], а через соотнесение со спиралью — творческую энергию.

Считается, что прародителем патерицы служит пастушеский посох, подобный тем, которые известны как символ власти в Египте, Ассирии и Вавилоне.

Разновидность патерицы — посох, увенчанный крестом, несомый во время торжественных процессий перед патриархами или архиепископами как знак его достоинства и служебного положения. Первоначально крест на таком посохе имел две поперечины, затем одну. У посоха папы их три.

Посох в левой руке персонажа указывает на его сан кардинала, архиепископа, епископа, аббата или аббатисы.

Посох епископский — атрибут:

  • епископов;
  • Петра апостола, Св. — с папским крестом;
  • Григория, Св. — с двойным крестом;
  • Сильвестра, Св. — с двойным крестом;
  • Бенедикт, Св.;
  • Бернард, Св.;
  • Mартин Турский, Св.;
  • Зенон, Св. — епископ Вероны, с висящей на посохе рыбой;
  • Клара, Св.;
  • Бригитта Шведская, Св. — иногда;

Посох пастушеский — атрибут:

  • Христос-пастырь (Добрый Пастырь);
  • Женевьева, Св. — как пастушка.

Посох странника (паломника) — с мешком или нищенской сумой, висящей на нем — атрибут:

  • пилигрим;
  • святые-миссионеры:
  • Филипп апостол, Св. — с крестом (иногда);
  • Иаков Старший, Св. — со свитком и раковиной (общепринятый);
  • Иоанн Креститель (Предтеча), Св.;
  • Иероним, Св.;
  • Иеремия;
  • Христофор, Св. — часто посохом служит пальмовое дерево;
  • Урсула, Св. — посох, увенчанный стягом с красным крестом;
  • Рох, Св. — с посохом, раковиной и котомкой (иногда);
  • Мавр, Св. — один из двух учеников Св. Бендикта (иногда).

Посох, покрытый побегами — атрибут:

  • Этельред, Св.;
  • Иосиф Аримафейский, Св.

Сюжеты:

  • Посох был одним из даров пастухов в Рождестве Христовом — Поклонение пастухов.
  • Палки (посохи), перекрещенные над головой сидящего Христа, — Коронование терновым венцом.

Эмблематика

Пастушеский посох с висящей на нем волынкой.

Символ мира, спокойствия и радости, которые пребывают в скромном жилище, где обыкновенный пастушеский посох способен принести больше мира и спокойствия пастуху, чем скипетр — монарху в его дворце. Простая волынка звучит более изысканно и мелодично для ушей деревенского люда, которому чужда музыкальная помпезность, заключенная в оде, посвященной дню рождения короля.
EMSI 32-5,с.237

Искусство

С. Дали «оживил» мифический посох в виде костылей-подпорок, являющиеся повторяющейся темой в его живописи. Использование посоха в качестве символа (как древними египтянами, так и современными художниками) базируется на простейшем принципе символизма: соотношении и взаимозаменяемости материального и духовного аспектов данной ситуации.

Литература

  • Плотникова А. А. Статья «Посох, палка» в SMES

Иллюстрации

  • Озирис в роли судьи мертвых. Он держит пастушеский посох поводыря и правителя и бич как символ верховной власти судьи человеческих душ. Древнеегипетская настенная живопись

Примечания

  1. Породой дерева, предшествующими действиями с ним и пр.
  2. Даёт своему владельцу власть над земным миром, способность совершать превращения, пророчествовать, излечивать раны, находить воду или отгонять злых духов и т. д.
  3. Керл — 15
  4. Керл — 21
  5. Числа, 17
  6. Керл — 4
  7. Керл — 50