Су анасы: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 11: Строка 11:
  
 
Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.
 
Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
 
:[[Низшая мифология]]
 
:[[Низшая мифология]]
 
----
 
----
:[[Су бабасы]]
+
:Су бабасы
 
:[[Албасты]]
 
:[[Албасты]]
:[[Соу-пяре]]
+
:Соу-пяре
 
----
 
----
 
:[[Гребень]]
 
:[[Гребень]]
Строка 28: Строка 28:
 
*Коблов Я. Д., Мифология казанских татар, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете», 1910, т. 26, в. 5 < MNME
 
*Коблов Я. Д., Мифология казанских татар, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете», 1910, т. 26, в. 5 < MNME
 
*Гаджиева С. Ш., Кумыки, М., 1961, с. 324-25 < MNME
 
*Гаджиева С. Ш., Кумыки, М., 1961, с. 324-25 < MNME
[[Категория:Тюркских народов мифология]]
+
[[Категория:Тюрки]]

Текущая версия на 19:20, 5 июня 2023

«мать воды» в мифологии:
татар (казанских, западносибирских) и татар-мишарей — су анасы — «мать воды»
кумыков — суванасы
карачаевцев — суу анасы

У татар су анасы — дух воды, разновидность духов су иясе (су иясе — нередко также другое название су анасы) представлялась в человеческом облике. У су анасы есть муж, су бабасы — «водяной дед», и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям су анасы показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось, что су анасы может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку.

У тобольских татар су анасы (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за ноги затаскивающих людей в воду.

Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.

00-00-000-000.jpg

См. также:

Низшая мифология

Су бабасы
Албасты
Соу-пяре

Гребень
Ведро

Литература

  • Басилов В. Н. Одноимённая статья в MNME
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья, М., 1967, с. 360 < MNME
  • Коблов Я. Д., Мифология казанских татар, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете», 1910, т. 26, в. 5 < MNME
  • Гаджиева С. Ш., Кумыки, М., 1961, с. 324-25 < MNME