Вход в Иерусалим: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
Строка 1: Строка 1:
 
:[[Иисус Христос]]
 
:[[Иисус Христос]]
[[Файл:00-02-972-000.jpg|200px| Въезд в Иерусалим. Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Ок. 1150 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-972-000.jpg]] [[Файл:00-02-973-000.jpg|200px| Въезд в Иерусалим. Книга перикоп из монастыря Санкт Эренгруд (Зальцбург). Ок. 1140 г.|ссылка=Special:FilePath/00-02-973-000.jpg]] [[Файл:00-02-223-000.jpg|200px| Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре)|ссылка=Special:FilePath/00-02-223-000.jpg]]
+
[[Файл:00-02-972-000.jpg|200px| Въезд в Иерусалим. Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Ок. 1150 г.]]
 +
[[Файл:00-02-973-000.jpg|200px| Въезд в Иерусалим. Книга перикоп из монастыря Санкт Эренгруд (Зальцбург). Ок. 1140 г.]]
 +
[[Файл:00-02-223-000.jpg|200px| Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре)]]
 
:вход (Господень) в Иерусалим, въезд (Господень) в Иерусалим
 
:вход (Господень) в Иерусалим, въезд (Господень) в Иерусалим
 
Мф., 21:1-11; Мк. 11:1-10; Лк. 19:29-38; Ин., 12:-12-15
 
Мф., 21:1-11; Мк. 11:1-10; Лк. 19:29-38; Ин., 12:-12-15

Текущая версия на 00:18, 6 июня 2023

Иисус Христос

Въезд в Иерусалим. Мозаики из капеллы Палатина в Палермо. Ок. 1150 г. Въезд в Иерусалим. Книга перикоп из монастыря Санкт Эренгруд (Зальцбург). Ок. 1140 г. Крещение Господне, Вход Господень во Иерусалим и Тайная Вечеря (роспись в алтаре)

вход (Господень) в Иерусалим, въезд (Господень) в Иерусалим

Мф., 21:1-11; Мк. 11:1-10; Лк. 19:29-38; Ин., 12:-12-15

Последнее посещение Христом Иерусалима. Его вступление в город на осле, в окружении толпы, восклицающей "Осанна", - первая сцена цикла Страстей, часто трактуется как самостоятельная тема.

Описывается в Евангелиях с некоторыми различиями в деталях, например:

ученики, были посланы раздобыть ослицу и молодого осла (Мф.)

только одного молодого осла (изображается как ослик или как жеребенок) (Мк., Лк.)

Иисус просто, "нашед молодого осла, сел на него". (Ин.)

Впервые встречается в христианском искусстве IV в. (на саркофагах в римских катакомбах).

Как эпизод цикла Страстей часто встречается на витражах и в камерной резьбе готических соборов.

В эпоху позднего Возрождения этот сюжет, потерял популярность.

Обычно Спасителя изображают сидящим верхом на осле, сзади часто следует ослик.

В восточной Церкви Иисус, по традиции, сидит боком (обычная на Востоке манера ехать на осле), представая анфас, как бы сидящим на троне.

Видны городские ворота, и множество народа. Впереди идущие расстилают перед Христом свои одежды. За ними следуют дети с пальмовыми (оливковыми) ветвями в руках, - дети упоминаются лишь в апокрифическом Евангелии Никодима: "дети евреев держали в своих руках ветви". Согласно Иоанну, люди "взяли пальмовые ветви (Отсюда получило свое название "Пальмовое воскресенье" - праздник, отмечающийся за неделю до Пасхи, знаменующий Вход в Иерусалим, который в Римской и восточных Церквах включает в себя процессию с пальмовыми [в русской православной Церкви - вербными] ветвями.), вышли навстречу Ему". Изображение оливковых ветвей показывает, что все происходило у горы Оливов.

На заднем плане изображаются два дерева (оливы или пальмы) с человеческими фигурами на них:

• один ломает ветви, "чтобы устлать ими дорогу" (Мф.);

• другой - Закхей, богатый мытарь, который хотел увидеть Иисуса, "но не мог за народом, потому что мал был ростом; и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его" (Лк 19:3-4) (Этот эпизод, происшедший раньше в Иерихоне, переносится в сцену "Входа в Иерусалим".).

Въезд в Иерусалим. Христос проповедовал людям по всей Иудее, и в конце своего пути пришел на Масличную гору, что близ Иерусалима. Он уже сказал ученикам, что будет схвачен в Иерусалиме и приговорен к смерти. Но это знание не заставило Иисуса повернуть назад, и Он приготовился в въезду в город. Он попросил двоих учеников пойти в Иерусалим и привести оттуда осла, который им попадется. Ученики привели осла Христу и возложили на осла свои одежды. Христос сел на него и въехал в город. Люди выходили навстречу Ему и стелили перед Ним пальмовые ветви, восклицая: «...осанна! благословен грядущий во имя Господне!» (Мк. 11:9 и далее). На картинах, где изображен въезд Господа в Иерусалим, часто можно увидеть фигуру человека, забравшегося на дерево, видимо, с той целью, чтобы посмотреть на происходящее сверху. Считается, что это мытарь Захария, который действительно залез на дерево, ибо был неказист ростом. В описаниях этого события имеются исторические расхождения, ибо, согласно Св. Луке, все это происходит не в Иерусалиме, а в городе Иерихоне, через который Иисус проезжал по пути в Иерусалим.

Как это и было предсказано в Ветхом Завете, осел был выбран Иисусом Христом для въезда в Иерусалим, в знак его смирения. Богословами более поздних времен стало принято считать, что пророчество исполнилось въездом Иисуса в Иерусалим на осле (Евангелие от Матфея 21: 4-7). Темный крест на хребтовой части нубийского осла (порода, из которой и был выведен домашний осел) породил версию о том, что это и есть божественный след, оставленный миру как память о том триумфальном въезде. Своеобразной аллюзией этого стала поговорка: «Конь Иисуса Христа», то есть осел. И еще: "Осел самого господа Бога носил… " Волосы из тёмного креста на спине осла, по народным поверьям, появился в знак того, что на нём восседал Иисус Христос.