Троян: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
Строка 15: Строка 15:
 
*Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.
 
*Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.
 
На представления о Трояне, особенно о царе Трояне в южнославянском фольклоре, повлиял образ римского императора Траяна (98-117 гг.). Некоторыми исследователями «тропа Трояна» отождествляется с памятником — трофеем Траяна в Добрудже. По другой гипотезе, представления о «веках Трояна» сложились под влиянием эпоса о «Троянской войне».
 
На представления о Трояне, особенно о царе Трояне в южнославянском фольклоре, повлиял образ римского императора Траяна (98-117 гг.). Некоторыми исследователями «тропа Трояна» отождествляется с памятником — трофеем Траяна в Добрудже. По другой гипотезе, представления о «веках Трояна» сложились под влиянием эпоса о «Троянской войне».
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 04:51, 6 июня 2023

Божество в древнерусской книжной традиции.

В апокрифическом «Хождении Богородицы по мукам» (XII в.) отнесен к восточнославянским богам наряду с Хорсом, Велесом (Волосом) и Перуном.

В «Слове о полку Игореве» мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, «рыща по тропе Трояна». Русская земля в «Слове» названа «землей Трояней»: в эту землю вступает «дева обида», вставшая в «силах Дажьбожья внука» — видимо, среди русского народа. Троян в «Слове» связан как с мифологемой пространства, так и с мифологемой времени:

  • «века Трояна» — обозначение языческой эпохи и времени княжения первых русских князей-героев;
  • седьмой (последний) век Трояна относится к правлению Всеслава Полоцкого (XI в.), последнего мифологизированного князя-оборотня (ср. Волхвы).

В южнославянском фольклоре Троян — демонический герой, царь с козлиными ушами и ногами, иногда трехглавый. В сербской сказке одна голова Трояна пожирает людей, другая скот, третья рыбу; видимо, жертвы Трояна символизируют его связь с космическими зонами, тремя царствами и т. п. (ср. функции балтийско-славянского Триглава).

В сербском фольклоре царь Троян — ночной демон:

  • он навещает свою возлюбленную по ночам и покидает ее, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете;
  • брат любовницы Трояна насыпает коням песка вместо овса, у петухов вырывает языки;
  • Троян задерживается до рассвета, и на обратном пути его растапливает солнце.

На представления о Трояне, особенно о царе Трояне в южнославянском фольклоре, повлиял образ римского императора Траяна (98-117 гг.). Некоторыми исследователями «тропа Трояна» отождествляется с памятником — трофеем Траяна в Добрудже. По другой гипотезе, представления о «веках Трояна» сложились под влиянием эпоса о «Троянской войне».

00-00-000-000.jpg

См. также:

Славянская мифология

Хорс
Велес
Перун
Боян
Дажьбог
Волхвы
Триглав
Траян

Козёл

Литература

  • Петрухин В. Я. Одноимённая статья в SMES
  • Соколова Л. В. Троян в «Слове» // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». СПб., 1995. Т. 5. С. 131—137 (там лит.) < SMES

Примечания и комментарии