Гуань-инь: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:00-02-873-000.jpg|250px|thumb|right|Богиня Гуань-инь. Сер. XIV в. | + | [[Файл:00-02-873-000.jpg|250px|thumb|right|Богиня Гуань-инь. Сер. XIV в.]] [[Файл:00-03-093-000.jpg|250px|thumb|right|Бодхисатва Гуань-инь. X-XIII в.]] [[Файл:00-02-874-000.jpg|250px|thumb|right|Гуань-инь на скале. Сер. XI-XII вв.]] |
:Гу'''а'''нь-инь, Гуань-ши-инь, реже Гуань-цзы-цз'''а'''й — кит.перевод санскр. имени [[Авалокитешвара]] | :Гу'''а'''нь-инь, Гуань-ши-инь, реже Гуань-цзы-цз'''а'''й — кит.перевод санскр. имени [[Авалокитешвара]] | ||
:кор. Кваным, Квансеым | :кор. Кваным, Квансеым | ||
Строка 8: | Строка 8: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуань-инь, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2159 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 340 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуань-инь, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2159 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 340 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Китай]] |
Текущая версия на 12:32, 6 июня 2023
- Гуань-инь, Гуань-ши-инь, реже Гуань-цзы-цзай — кит.перевод санскр. имени Авалокитешвара
- кор. Кваным, Квансеым
- япон. Каннон
В буддийской мифологии в Китае, Корее и Японии божество, выступающее преимущественно в женском облике (см. рис.), спасающее людей от всевозможных бедствий; подательница детей, родовспомогательница, покровительница женской половины дома. Восходит к Авалокитешваре. Основой для представлений о Г. является «Саддхамапундарика-сутра». Из указанных в сутре 32 обликов, которые принимает Г. в зависимости от личности того, к кому Г. обращается с проповедью, в Китае первоначально наиболее распространены облики брахмана и воителя — цзиньгана (изображения из Дуньхуана, 8-0 вв.). Женские обличья также встречаются, но они становятся основными не раньше 14 в. Г. выступает, часто под именем Гуань-цзы-цзай, как в милостивом, так и в грозном обличье. Наиболее частые варианты изображения Г.: четырёхрукий, восьмирукий и одиннадцатиликий, тысячерукий. Обычные атрибуты: кувшин с веткой ивы, верёвка (символ спасения от бед), книга («Праджняпарамита»), чётки, посох, трезубец, юбка из тигровой шкуры (символ бесстрашия). У тысячерукого изображения на ладони каждой руки глаз; глазами Г. видит одновременно всех находящихся в беде в бесчисленных мирах вселенной, руками спасает их. Свободные от атрибутов руки слагаются в мудра (жесты пальцев и рук) бесстрашия и исполнения желаний. Каноном предусмотрены и другие, более сложные изображения Г., вплоть до 84000-рукого и 84000-ликого, но практически они не встречаются. В китайских легендах, зафиксированных в повествовательной литературе, Г. выступает как в женском облике «великой печальницы», подательницы детей, покровительницы профессий, связанных с опасностями, спасительницы, так и в грозном обличье — как активный борец со злом. В последнем облике Г. нередко появляется в паре с Эрланшэнем. В Китае, а также в Корее и Японии Г. — едва ли не самый популярный в народе буддийский святой (см. рис.).
Л. Н. Меньшиков
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Гуань-инь, С. 1 и далее. Мифы народов мира, С. 2159 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 340 Словарь)]