Чингисхан: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «»)
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 4: Строка 4:
 
:х́
 
:х́
 
Основные значения:
 
Основные значения:
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 14: Строка 14:
 
|}
 
|}
 
:Чингисх<font color="red">а</font>н
 
:Чингисх<font color="red">а</font>н
Персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу — полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Чингисхана. Культ Чингисхана был учреждён его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Чингисхан вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Чингисхан был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Чингисхана существовал культ его [[сульде]] — его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Особо почитались [[Цаган сульде]] («белое знамя»), [[Хара сульде]] («чёрное знамя»). Для знамён Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде — вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана. С культом Чингисхана связан культ членов его семьи: матери, жён, сыновей и др.
+
Персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу — полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Чингисхана. Культ Чингисхана был учреждён его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Чингисхан вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Чингисхан был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Чингисхана существовал культ его [[сульде]] — его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («чёрное знамя»). Для знамён Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде — вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана. С культом Чингисхана связан культ членов его семьи: матери, жён, сыновей и др.
  
Образ Чингисхана претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16-18 вв. По преданиям, Чингисхан как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Чингисхана и ключи от него увёз в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Чингисхан был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Чингисхана от мифического индийского царя [[Маха Самади]].
+
Образ Чингисхана претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16-18 вв. По преданиям, Чингисхан как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Чингисхана и ключи от него увёз в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Чингисхан был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Чингисхана от мифического индийского царя Маха Самади.
  
 
В мифологии монгольских народов с Чингисханом связано несколько фольклорных сюжетов. Чингисхан выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобрёвший водку, кумыс и табак; он — покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Чингисхана:
 
В мифологии монгольских народов с Чингисханом связано несколько фольклорных сюжетов. Чингисхан выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобрёвший водку, кумыс и табак; он — покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Чингисхана:
Строка 32: Строка 32:
 
*Bawden С. P., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, No 2.
 
*Bawden С. P., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, No 2.
 
::::[Н. Л. Жуковская [[MNME]] ]
 
::::[Н. Л. Жуковская [[MNME]] ]
[[Категория:Монгольская мифология]]
+
[[Категория:Монголия]]

Текущая версия на 12:51, 6 июня 2023

х́

Основные значения:

00-00-000-000.jpg

См. также:



Чингисхан

Персонаж мифологии монгольских народов, восходящий к реальному лицу — полководцу, основателю монгольской империи 13 в. Многие мифологические мотивы и связанные с ним представления бытовали в Центральной Азии задолго до появления реального Чингисхана. Культ Чингисхана был учреждён его внуком Хубилаем, основателем Юаньской династии. Мифологический Чингисхан вписался в традицию почитания у монголов духов предков (выражавшегося в изготовлении онгонов, в упоминании в призываниях, в жертвоприношениях). Чингисхан был объявлен великим предком рода монгольских каганов (великих ханов), ему было установлено святилище, известное под названием «Восемь белых шатров». Внутри культа Чингисхана существовал культ его сульде — его военного духа (гения), воплощённого в знамени. Особо почитались Цаган сульде («белое знамя»), Хара сульде («чёрное знамя»). Для знамён Чингисхана были построены специальные святилища, разработан ритуал жертвоприношений. Имеется предположение, что Хара сульде и Цаган сульде — вымышленные имена реальных приближённых Чингисхана. С культом Чингисхана связан культ членов его семьи: матери, жён, сыновей и др.

Образ Чингисхана претерпел эволюцию с распространением ламаизма в 16-18 вв. По преданиям, Чингисхан как грозное, требующее кровавых жертв божество был укрощён панчен-ламой, который запретил кровавое жертвоприношение в его честь, запер гроб с костями Чингисхана и ключи от него увёз в Тибет, в монастырь Ташилхумпо. Чингисхан был включен в число охранительных божеств монгольского буддизма. В ряде молитв к нему обращались как к «белому носителю обета». Ламаистская традиция ведёт родословную Чингисхана от мифического индийского царя Маха Самади.

В мифологии монгольских народов с Чингисханом связано несколько фольклорных сюжетов. Чингисхан выступает как культурный герой, установивший некоторые свадебные обряды, изобрёвший водку, кумыс и табак; он — покровитель кузнечного дела и т. д. Топонимический фольклорный цикл объясняет происхождение названий местностей, исходя из деятельности реального Чингисхана:

  • Алтан улгий («золотая колыбель») — место его рождения;
  • Тогон Шулун («каменный котёл») и
  • Санага («черпак») именуются так в память забытых воинами Чингисханом вещей.

О названии горы Дёш («наковальня») в окрестностях Новоселенгинска (Бурятская АССР) существует легенда: здесь Чингисхан ковал железо, стоя одной ногой на правом, другой — на левом берегу реки Чикой, закаливая в ней свои изделия. Ряд мифов посвящены предполагаемому месту нахождения могилы исторического Чингисхана: на дне специально отведённого русла реки; в одной из пещер общемонгольской святыни — горы Бурхан-халдун и др.

Лит.:

  • Дылыков С. Д., Эджен-хоро, в кн.: Филология и история монгольских народов, М., 1958;
  • Жамцарано Ц., Культ Чингиса в Ордосе, «Central Asiatic Journal», 1961, v. 6, No 3;
  • Смолев Я. С., Бурятская легенда о Чингис-хане в связи с названием местностей Забайкалья и сопредельной Монголии, «Труды Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела Русского географического общества», 1900, т. 3, в. 1;
  • Жуковская Н. Л., Ламаизм и ранние формы религии, М., 1977;
  • Ринчен Б., Культ исторических персонажей в монгольском шаманстве, в кн.: Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века, Новосиб., 1975;
  • Bawden С. P., The posthumous reputation of Genghis Khan, «New Orient», I960, v. 1, No 2.
[Н. Л. Жуковская MNME ]