Измаил: различия между версиями
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
м Метка: визуальный редактор отключён |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Файл:00-02-655-000.jpg|250px|thumb|right|Карел Дюжарден. Агарь и Исмаил в пустыне. Ок. 1662 г.| | + | [[Файл:00-02-655-000.jpg|250px|thumb|right|Карел Дюжарден. Агарь и Исмаил в пустыне. Ок. 1662 г.|]] |
:Измаил — ''евр.'' jisma el — «бог услышал» | :Измаил — ''евр.'' jisma el — «бог услышал» | ||
:древность имени подтверждена недавно обнаружением сходного древнеханаанского имени в форме Is-mб-il в клинописных табличках из Эблы середины 3-го тыс. до н. э. | :древность имени подтверждена недавно обнаружением сходного древнеханаанского имени в форме Is-mб-il в клинописных табличках из Эблы середины 3-го тыс. до н. э. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
В. В. Иванов | В. В. Иванов | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
*Одноимённая статья в [[MNME]] | *Одноимённая статья в [[MNME]] |
Текущая версия на 13:55, 6 июня 2023
- Измаил — евр. jisma el — «бог услышал»
- древность имени подтверждена недавно обнаружением сходного древнеханаанского имени в форме Is-mб-il в клинописных табличках из Эблы середины 3-го тыс. до н. э.
В ветхозаветных преданиях сын Авраама и египтянки Агари (рабыни-служанки жены Авраама Сарры). В пустыне, куда бежит беременная Агарь от притеснений Сарры, у источника воды ей является ангел Яхве, который приказывает вернуться, обещая умножение потомства, и велит назвать сына И., предрекая: «Он будет между людьми, как дикий осел» (Быт. 16, 12); сравнение с диким ослом в древнесемитской мифопоэтической образности считалось почетным. Агарь родила восьмидесятишестилетнему Аврааму сына И. Имя И. разъясняется в словах ангела: «родишь сына, и наречешь ему имя: Измаил, ибо услышал господь страдание твоё» (16, 11); ср. слова бога Аврааму: «о Измаиле я услышал тебя» (17, 20) По слову бога Авраам совершил над тринадцатилетним И. обряд обрезания (17, 23). После того как у Сарры и столетнего Авраама родился сын Исаак, она, увидев, что И. насмехается, велела Аврааму выгнать И. и его мать, чтобы И. не наследовал вместе с Исааком. Авраам был огорчен желанием жены, но Яхве велел ему во всем ее слушаться, обещав, что и от И. произойдет народ (17, 20; 21, 12-13). Рано утром Авраам даёт Агари и И. мех с водой и хлеб и отпускает их. Они заблудились в пустыне Вирсавии, вода в мехе иссякла, тогда мать И. оставляет сына под кустом, а сама садится поодаль и плачет. Бог услышал (глагол, постоянно повторяющийся как лейтмотив в истории И.) голос отрока. Ангел воззвал к Агари с неба, сказав, что Яхве услышал голос отрока и что он произведет от него великий народ. Агарь увидела колодец с водой и напоила сына. И. вырос, стал жить в пустыне Фаран, сделался стрелком из лука. Мать взяла ему в жены египтянку. У него родилось двенадцать сыновей: Наваиоф, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма, которые стали князьями двенадцати племен (ср. рассказ о Двенадцати сыновьях Иакова). Умер И. в возрасте ста тридцати семи лет (25, 17). В мусульманской традиции потомок И. (Исмаила) Аднан был родоначальником всех «северных» арабов, с которыми отождествляли ветхозаветных измаильтян, славившихся своим богатством (Суд. 8, 24). По мусульманскому преданию, могила И. находится в Каабе в Мекке.
Лит.: Gelb I. J., Thoughts about Ibla, «Syro-Mesopotamian Studies», 1977, v. 1, issue l, p. 18-21; Pettinato G., The royal archives of Tell-Mardikh-Ebla, «Biblical Archaeologist», 1976, v. 39.
В. В. Иванов
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии