Инь и ян: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
(а)
 
м
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 61: Строка 61:
 
*совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
 
*совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
 
*незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.
 
*незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-723-000.jpg|200px| |ссылка=Special:FilePath/00-03-723-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-723-000.jpg|200px]]
  
 
См. также:
 
См. также:
Строка 84: Строка 84:
 
*Сычев Л. П., Сычев В. Л., Китайский костюм. Символика. История, М., 1975, с. 16 — 18 < MNME
 
*Сычев Л. П., Сычев В. Л., Китайский костюм. Символика. История, М., 1975, с. 16 — 18 < MNME
 
*Granet M., La pensйe chinoise, P., 1934 < MNME
 
*Granet M., La pensйe chinoise, P., 1934 < MNME
[[Категория:Китайская мифология]]
+
[[Категория:Китай]]

Текущая версия на 14:03, 6 июня 2023

инь и ян; инь-ян; да цзи

В древнекитайской мифологии и натурфилософии тёмное начало (инь) и противоположное ему светлое начало (ян), практически выступающие всегда в парном сочетании.

Первоначально инь означало, видимо, теневой (северный) склон горы, а ян - светлый (южный) склон. Впоследствии при распространении бинарной классификации инь стало символом женского начала, севера, тьмы, смерти, земли, луны, чётных чисел и т. п. Ян же соответственно стало символизировать мужское начало, юг, свет, жизнь, небо, солнце, нечётные числа и т. п.

К числу древнейших из подобных парных символов, по мнению шведского китаевед Б. Карлгрена, относятся раковины-каури (женское начало) и нефрит (мужское начало). Предполагают, что в основе этой символики лежат архаические представления о плодородии, размножении и о фаллическом культе. Эта древнейшая символика, подчёркивающая дуализм мужского и женского начал, получила иконографическое выражение на древних бронзовых сосудах в виде фаллусообразных выступов и вульвообразных овалов.

Не позднее чем с эпохи Чжоу китайцы стали рассматривать небо как воплощение ян, а землю — инь. Весь процесс мироздания и бытия рассматривался китайцами как результат взаимодействия, но не противоборства инь и ян, которые стремятся друг к другу, причём кульминацией этого считается полное слияние неба и земли. Система Инь и ян была основой древнего и средневекового китайского мировоззрения, широко использовалась даосами и в народной религии для классификации духов, при гаданиях, предзнаменованиях и т. п.

В системе диграмм И-цзин, три- и гексаграмм ян изображается в виде непрерывной, а инь - прерванной линии. Вместе они символизируют все взаимодополняющие противоположности дуалистической вселенной в силах и качествах человеческой, животной и растительной жизни.

Инь должна всегда идти раньше ян, ибо она символизирует изначальную Тьму перед появлением Света творения — ян. Это также изначальные воды, пассивное, женское, инстинктивное и интуитивное по природе; душа, глубина, сужение, отрицательное, мягкое и уступчивое.

Сказочные животные (дракон, феникс и цилинь) способны воплощать в себе как то, так и другое начало, и означают совершенное взаимодействие этих двух начал в их единении. То же самое относится и к лотосу.

олицетворяет совершенное равновесие двух великих сил вселенной, каждая из которых имеет внутри себя эмбрион противоположного начала. Это говорит о том, что во вселенной не существует только мужского или только женского начала, но что каждое из них содержит в себе споры другого, и что происходят непрерывные изменения. Оба начала включены в круг всеобщего циклического обращения и изменения.

Эти две силы сдерживают друг друга в противоборстве, но не в антагонистическом, а как взаимозависимые партнеры. Одно из начал — суть, но лишь два находят выражение в проявлениях начал в материальном мире.

Кадлюнтл инь-ян (тай-цзи) изображаются заключенными в круге. Их образно-символическое изображение основывается на круге, картине первоединого, из которого и произошла полярность инь/ян — философская концепция, представленная философом Чжу Си (1130—1200). Разделение обоих полюсов вызывается S-образным делением пополам поверхности круга, причем инь-половине приписывается темная, а ян-половине — светлая часть круга. Лишь из этой полярности происходит творение пяти элементов, из взаимодействия которых проистекает все богатство и многообразие мира («десять тысяч вещей»). Важным является и то, что как выражение взаимозависимости в ян-части разделенного круга должен присутствовать темный, а в инь-части — светлый центр (изображаемые также в виде кругов). Этим как бы подчеркивается, что речь идет не о взаимной борьбе и враждебности между светом и тьмой из-за стремления достичь господства одного из двух принципов, а скорее о стремлении к взаимодополнению одного другим.

В древних пещерных святилищах учанавливались ян- и инь-камни, причем первые должны быть сухими, а вторые — влажными. При выпадении сильных дождей с помощью плети пробуждали силы ян-камня, а при засухе и жаре — инь-камня, чтобы достигнуть гармонического равновесия.

Инь символизирует все, что темное и земное:

  • женственность,
  • север,
  • холод,
  • тень,
  • земля,
  • пассивность,
  • влажность
  • черный цвет,
  • долина,
  • деревья,
  • ночные, водные и болотные животные,
  • большинство цветов.
  • чётные числа;

Ян символизирует все светлое, сухое и высокое:

  • мужественность,
  • юг,
  • свет,
  • активность,
  • сухость,
  • император;
  • активное начало,
  • дух,
  • рациональность,
  • высота,
  • расширение,
  • положительное,
  • твердое и неподатливое.
  • гора,
  • небо, небеса,
  • солнечные животные и птицы;
  • нечетные числа;

Основные значения:

  • Космическое Яйцо, изначальный андрогин,
  • совершенство равновесия и гармонии, союз двух начал
  • незавершенность, часть первоначального целого, прохождение через историю, страдание разделения, поиск завершенности «я» - разделённые.
00-03-723-000.jpg

См. также:

Китайская мифология
Тай-Цзи, Дао

Раковина
Нефрит

Иллюстрации

  • Китайский символ полярности, окруженный восемью триграммами как символ космической целостности.
  • Инь-Ян — высший и неделимый символ единства и созидательного взаимодополнения противоположностей во вселенной.

Черновые материалы

Так, в Китае активное, или мужское начало (Ян) изображается в виде белого круга (обозначающего также небо), тогда как пассивное, женское начало (Инь) — черным квадратом (земля). Белый круг олицетворяет энергию и небесное влияние, а черный квадрат — земные силы. Взаимодействие, заключенное в их дуализме, представляется известным символом Ян-Инь, в виде круга, разделенного пополам волнистой линией. Белая половина (Ян) включает в себя черное пятно, а черная половина (Инь) — белое пятно. Эти два пятна обозначают постоянное присутствие в мужском начале женского, а в женском — мужского. Волнистая линия — это символ движения и взаимопроникновения, подчеркивающий — подобно свастике — идею смещения, сообщая таким образом динамиту и взаимодополняющий характер этому символу. Закон полярности служит предметом размышления для многих китайских философов. Они выводили из этого символа ряд абсолютных принципов, которые мы здесь воспроизводим: (а) количество энергии во вселенной неизменно; (б) оно состоит из суммы двух видов энергии: одной — положительной и активной по качествам, другой — отрицательной и пассивной; (в) природа космических явлений характеризуется изменяющимся соотношением двух присутствующих в них видов энергии. Например, в двенадцати месяцах года присутствует, в различных пропорциях, определенное количество энергии, полученной из шести частей Ян и шести Инь (13).

В дальнейшем, благодаря качествам своего движения, а равно и своим очертаниям, круговорот получил значение того, что привносится в существование, активизирует и оживляет все силы, участвующие в рассматриваемом процессе, пронизывая его, включая и те из них, которые при других обстоятельствах противостояли бы друг другу. Как мы уже видели, таково основное значение китайского знака Ян-Инь (30).

Литература

  • Рифтин Б. Л. Одноимённая статья в MNME
  • Васильев Л. С., Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970, с. 80 — 82 < MNME
  • Сычев Л. П., Сычев В. Л., Китайский костюм. Символика. История, М., 1975, с. 16 — 18 < MNME
  • Granet M., La pensйe chinoise, P., 1934 < MNME