Молния: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 53: | Строка 53: | ||
:*стрела; | :*стрела; | ||
:*хищная птица. | :*хищная птица. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-266-000.jpg|200px| Юпитер с пучком молний. В. Картари, 1647 г. | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-00-266-000.jpg|200px| Юпитер с пучком молний. В. Картари, 1647 г.]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">См. также:</font></div>== | ||
:[[Дождь]] | :[[Дождь]] | ||
Строка 61: | Строка 61: | ||
:[[Перун, молния|Перун]] | :[[Перун, молния|Перун]] | ||
---- | ---- | ||
− | : | + | :Хено |
|} | |} | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Древний Восток</font></div>== | ||
Строка 162: | Строка 162: | ||
*Пораженная молнией крепость. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г. | *Пораженная молнией крепость. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г. | ||
*Молнии. Эмблема на меди. И. Босхиус. 1702 г. | *Молнии. Эмблема на меди. И. Босхиус. 1702 г. | ||
− | [[Файл:00-04-423-000.jpg|200px | + | [[Файл:00-04-423-000.jpg|200px]] |
+ | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Природные явления]] |
Текущая версия на 14:55, 6 июня 2023
Древний Восток
В искусстве Вавилонии молния ассоциируется с быком.
Как атрибут держат молнию в руках:
- — бог бури Адад — едет верхом на быке;
- — Мардук.
Античность
Для древних греков молния или огненный эфир (ср. Парабрахман) выступает символом верховной, творческой (творящей) власти.
Как знак демиурга служит атрибутом Зевса (в римской мифологии Юпитера). Как атрибут последнего молния изображается в виде веретенообразного пламенника с выходящими из его середины изломанными стрелами (см. перун).
Согласно мифам о Дионисе, его первое рождение произошло в пламени от молнии Зевса, погубившей Корониду.
В культуре этрусков важное место среди прочих оракулов практика бронтоскопии («показа» молнии). Удар молнии на востоке[1] считали благоприятными знаком, на западе — неблагоприятными, на северо-востоке — приемлемым; появление молнии на северо-западе — признак несчастья. Эти толкования переняли римские жрецы-оракулы, греки же придерживались противоположной точки зрения. Удар молнии справа — достаточно существенное в Древнем Риме основанием, чтобы отложить на день общественные мероприятия или заседания сената.
Северная традиция
В связи с молнией упоминают также «пеструю змею» в древней финской мифологии, о которой рассказывается, что она упала в морские глубины, где её проглотил лосось, а из его брюха люди добыли тлеющие искры небесного огня.
Япония
Две молнии (ваджры) — атрибут бога сострадания Айдзен-мео: одна венчает его голову, другую он держит в руках и с её помощью подавляет недобрые желания и устремления.
Мезоамерика
У ацтеков молния представлена богом Шолотлем (Тлалоком), а иногда в образе собаки, которая одновременно сопровождала умерших. Молния расщепляет Землю и облегчает, таким образом, богам и людям путь в преисподнюю.
Индейцы майя ассоциировали секиру из гладкого камня с молнией: Чаки стран света отбрасывают свои секиры к земле, производя гром.
В связи с молнией упоминают также «обсидиановую змею» Ицкоатль.
Южная Америка
В Древнем Перу во времена инков гром и молния обозначались общим названием «Иллапа», и это же название получило от индейцев «громовое» ружье испанских завоевателей.
Однако, как утверждает Гарсиласо де ла Вега (1539—1616), гром и молнию почитали не как богов, а как слуг священного Солнца, которые обитали не на небе, а в воздушном пространстве.
Инкский бог дождя выпускает небесные воды из своей пращи, — как и другие метательные орудия, праща в древности обычно ассоциировалась с грозой.
Северная Америка
Связана с представлениями о гигантской (хищной) «громовой птице» (или птицах ?) (ср. мифы о птице-молнии в Южной Африке):
- блеск молнии — моргание Буревестника, великого божества-создателя мира;
- раскаты грома — звуки, издаваемые могучими орлиными крыльями Птицы Грозы, выступающей обычно в защитной роли бога неба.
Служит символом Великого Духа, откровения (видимо, поздние, пост христианские представления).
Графически передается в привычной и для Европе зигзагообразной форме.
Шаманизм
Получить удар молнии означает немедленную инициацию.
Индуизм
«Истина — в блеске молнии».
Молния символически связывается одновременно:
- с огнем, и с водой (дождь).
- жизнью и смертью — как созидательная и разрушительная божественная сила (силы разрушения и рождения), в этом качестве может символизироваться обоюдоострой секирой.
Гроза олицетворяет приведение в действие могущественных творческих сил, служит символ божественной силы, космического разума, просветления, etc.
В образе вспышка молнии представляются:
- — небесный огонь — атрибут и орудие Индры;
- — трезубец (трисула) — атрибут Рудры;
- — третий глаз Шивы, свет истины;
- — стрела лучника Кришны (одна из аватар Вишну);
- — чакра — оружие Вишну.
Агни обитал в водах небесных в виде молнии.
Места, поражённые молнией, считаются священными, а люди — отмеченными Богом, если выживали, или попавшими прямо на небеса, если погибали.
Буддизм
Молния — один из главных символов буддистской иконографии, связанный с символикой алмаза. См. Ваджра.
Иудаизм
В иудейской традиции связана с откровением Божьим, например, гром и молния предвещают явление Бога Моисею на горе Синай[2].
Христианство
В христианскую эпоху, в продолжение античной и иудейской традиций, служит знаком непосредственного присутствия Бога и/или проявлением его силы, часто — карающей (в день Страшного суда), в особенности направленной святотатца или воинствующего скептика.
Манихейство
Символ Девы Света.
Эмблематика
В эмблематике Ренессанса выступает знаком-предупреждением не поддающегося исследованию человеком Провидения:
- «Поможет ли сооружение крепостей,
- Земляных укреплений, валов и рвов,
- Когда Бог напустит сверху сжигающие лучи.
- Как охрана ни старайся и ни тщись,
- Лишь одна забота Бога может предотвратить несчастный рок».
- Хохберг. 1675 г.
Молния, вырывающаяся из-за тучи
- Не без божественного вмешательства.
- «Символ означает божественный взгляд, который не потерпит, чтобы посланники гнева его поступали наобум и обладали безграничной свободой действий, но каждая из божественных неотразимых кар направляется его безошибочной рукой, и без его вмешательства его посланники не смогли бы тронуть и волоса на нашей голове».
- [EMSYI, 40-9, с.277]
Молния, сверкнувшая из облака
- Трепещи и берегись.
- «Символ Божественного возмездия разгневанного божества, которое мечет смертоносные снаряды по всему провинившемуся миру».
- «Пусть же виновный трепещет и остережется по глупости своей прятаться от божественного гнева.
- Ему нужно раскаяться и отказаться от своего прежнего дурного поведения.
- Нагроможденья стен не смогут устоять
- Пред их полетом в той же мере,
- Что неспособный для сопротивленья воздух».
- [EMSYI, 40-3, с.276]
Психология
В глубинной психологии связывается преимущественно с мужской потенцией.
Зажигаемый ею «огонь страсти, как и увлеченность идеями, есть, однако, пламя, в котором можно сгореть… Огненный луч из безоблачных и закрытых тучами небес может сильно поразить» — Э. Эппли.
В снах вспышка молнии выступает символом (образом) неожиданных и ужасных событий, интуиции, внезапного откровения и порывистости.
Искусство
Пучок молний (перун) — атрибут Зевса (Юпитера).
Молния, ударяющая в дерево; вокруг — погибшие, повергнутые на землю и разбегающиеся люди; рядом — монах-черноризник — Филипп Бенитий.
Иллюстрации
- Зевс (Юпитер) мечет молнии на титанов. В. Картари, 16471 г.
- Пораженная молнией крепость. Эмблема на меди. В. X. фон Хохберг, 1675 г.
- Молнии. Эмблема на меди. И. Босхиус. 1702 г.