Сансин: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 14: Строка 14:
 
*В буддийских храмах на правой стене у главного алтаря среди изображений буддийских святых непременно были старец или монах в сопровождении тигра. Конфуцианцы также чествовали сансинов.
 
*В буддийских храмах на правой стене у главного алтаря среди изображений буддийских святых непременно были старец или монах в сопровождении тигра. Конфуцианцы также чествовали сансинов.
 
В деревнях обращались к сансину при молении о дожде и потомстве. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Тангун, Сок Тхархэ и некоторые другие первопредки после жизни в мире людей стали сансин. Обычно сансин — духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане<ref>«Самгук саги», XII в., «Самгук юса», XIII в.</ref> встречается женский сансин. В средние века считалось, что в сансин могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы.
 
В деревнях обращались к сансину при молении о дожде и потомстве. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Тангун, Сок Тхархэ и некоторые другие первопредки после жизни в мире людей стали сансин. Обычно сансин — духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане<ref>«Самгук саги», XII в., «Самгук юса», XIII в.</ref> встречается женский сансин. В средние века считалось, что в сансин могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы.
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-269-000.jpg|200px|Тигр — дух и хозяин гор. Гравюра на дереве. Ок. XVII в. (Южная Корея)|ссылка=Special:FilePath/00-03-269-000.jpg]]
+
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-269-000.jpg|200px|Тигр — дух и хозяин гор. Гравюра на дереве. Ок. XVII в. (Южная Корея)]]
  
 
См. также:
 
См. также:

Текущая версия на 16:14, 6 июня 2023

Сансин, сансиллён, сангу́н — «повелитель гор»

В корейской мифологии духи гор, почитание которых составляет характерную черту корейской традиции:

  • Древнекорейские племена когурё во время большого собрания Тонмэн в 10-ю луну ставили деревянное изображение духа пещеры Сухёль — «проход в подземное царство»; на священное сидение и сам правитель приносил ему дары.
  • В праздник мучхон — «танцы небу»; у племён йе молились духу тигра как хозяину гор, чтобы обезопасить горные дороги и селения[1].
  • В государстве Пэкче поклонялись духам горных ущелий[2].
  • В государстве Объединённое Силла во дворце совершались дары духам трёх гор (Пэнлай, Фанху, Инчжоу) и пяти пиков (Самсан оаксин), ассоциировавшихся с реальными горами.
  • В Корё (X—XIV вв.) поклонялись духам четырёх гор — Токчоксан, Пэгаксан, Сонак и Монмёк.
  • В китайском сочинении Сюй Цзина «Гаоли туцзин»[3] сохранилось предание о духе горы Сонак — «сосновая», прежде называвшейся Косан — «высокая».
  • При династии Ли (кон. XIV — нач. XX вв.) особенно почитаемы были духи четырёх вершин (Сааксин): Чирисан на юге, Самгак в центре, Сонак на западе и Пибэк на севере.
  • В 20-х гг. XX в. из 522 обрядов жертвоприношений по всей Корее 176 были посвящены сансин.
  • В буддийских храмах на правой стене у главного алтаря среди изображений буддийских святых непременно были старец или монах в сопровождении тигра. Конфуцианцы также чествовали сансинов.

В деревнях обращались к сансину при молении о дожде и потомстве. У корейцев была распространена вера в то, что горы были местом обитания духов мифических предков. Тангун, Сок Тхархэ и некоторые другие первопредки после жизни в мире людей стали сансин. Обычно сансин — духи-покровители мужского пола, но в предании о Пак Чесане[4] встречается женский сансин. В средние века считалось, что в сансин могли превратиться правители, полководцы, знаменитые конфуцианцы.

Тигр — дух и хозяин гор. Гравюра на дереве. Ок. XVII в. (Южная Корея)

См. также:


Пэнлай
Инчжоу
Тангун
Сок Тхархэ

Тигр
Пещера

Литература

  • Концевич Л. Р. Одноимённая статья в MNME
  • Ионова Ю. В., Пережитки тотемизма в религиозных обрядах корейцев, в сб.: Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии, М., 1970. с. 156-67, 163-64 < MNME
  • Мураяма Томоёри, Тёсэн-но кисин (Духи и демоны Кореи), Кэйдзё, 1929 < MNME
  • Сон Джинтхэ. Чосон кодэ сансиный сонэ чхвихаё (О природе древних духов гор Кореи), «Чиндан хакпо», 1934, № 1 < MNME

Примечания и комментарии

  1. «Сань-го чжи», «История Троецарствия», V в.
  2. «Цзю Тан шу», «История старой династии Тан», X в.
  3. «Описание Кореи с иллюстрациями», XII в.
  4. «Самгук саги», XII в., «Самгук юса», XIII в.