Гребень: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-» на «]] [[00-») |
||
Строка 10: | Строка 10: | ||
*магическая дуга | *магическая дуга | ||
Разделяет символику лодки. Согласно Шнайдеру, связь гребня и лодки столь тесна, что оба символа как будто сливаются, причем таким образом, который позволяет предположить примирение Огня и Воды<ref>KERL-19</ref>. | Разделяет символику лодки. Согласно Шнайдеру, связь гребня и лодки столь тесна, что оба символа как будто сливаются, причем таким образом, который позволяет предположить примирение Огня и Воды<ref>KERL-19</ref>. | ||
− | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-302-000.jpg|200px|Золотой гребень из кургана Солоха. IV в. до н. э. (?) | + | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" |[[Файл:00-03-302-000.jpg|200px|Золотой гребень из кургана Солоха. IV в. до н. э. (?)]] [[00-03-302-000.jpg]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
*Толстая С. М. Однимённая статья в [[SMES]] | *Толстая С. М. Однимённая статья в [[SMES]] | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Иллюстрации</font></div>== | ||
− | [[Файл:00-04-524-000.jpg|200px| | + | [[Файл:00-04-524-000.jpg|200px| ]] [[00-04-524-000.jpg]] |
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
[[Категория:Вещи]] | [[Категория:Вещи]] |
Текущая версия на 08:49, 7 июня 2023
Один из острых колющих предметов-апотропеев (ср. Борона) и женских символов (ср. Веретено).
В основе его символики, возможно, лежит отождествление длинных гребешков древности с лучами солнца и струями дождя. Основные значения:
Разделяет символику лодки. Согласно Шнайдеру, связь гребня и лодки столь тесна, что оба символа как будто сливаются, причем таким образом, который позволяет предположить примирение Огня и Воды[1]. |
00-03-302-000.jpg
См. также: |
Славяне
Существовали правила обращения с гребнем в быту.
- Его нельзя было оставлять на виду, класть на стол, на окно, на дежу — «ангел не сядет» (украинцы).
- Расчесав косу, девушка должна была спрятать гребень (болгары).
- Новым гребнем сначала расчесывали кота, или собаку, или даже свинью, чтобы зубья дольше не ломались (украинцы).
- При выпадении волос их чесали прядильным гребнем (восточные славяне).
- На святки из дома обязательно выносили гребень и другие ткацкие инструменты, это защищало скот от болезней, а людей — от змей (восточные славяне).
В родинных обрядах гребень служил символом женской доли. Новорожденному мальчику перерезали пуповину на топоре, а девочке — на гребне, чтобы из нее вышла хорошая пряха (Полесье). На крестинах бабка передавала куму мальчика через порог, а девочку — через гребень; кумовья, выходя из дома, ступали правой ногой на порог или на гребень. (Полесье).
В девичьих гаданиях гребень клали под подушку и по тому, кто во сне будет им причесываться, узнавали суженого. Часто гребень клали под подушку со словами: «Суженый, ряженый, приходи голову чесать» (русские).
Гадание с гребнем зафиксировано у западных славян в «Каталоге магии Рудольфа» (XIII в.):
«Готовят воду и вместе с гребнем, овсом и куском мяса ставят со словами: „Приди, сатана, искупайся, причешись, своему коню дай овса, ястребу — мяса, а мне покажи мужа моего“».
На свадьбу девушке принято было дарить гребень.
Гребень, которым расчесывали покойника, считался «нечистым» и подлежал, как и другие «покойницкие» предметы, удалению, отправлению за пределы жизненного пространства. Его бросали в реку, чтобы «поскорее уплыла смерть», или куда-нибудь забрасывали, относили в такое место, где никто не ходит, либо клали вместе с остриженными волосами в гроб. В Болгарии (Горна Оряховица) гребень, которым расчесывали покойника, клали в гроб, отломив от него столько зубцов, сколько человек осталось в доме: эти зубцы клали на яблоню, чтобы не умерли домочадцы покойного, или в загон для скота. В некоторых районах Болгарии гребень и мыло отдавали тем, кто обмывал покойника, выбрасывали подальше, в укромное место, «чтобы зло ушло вместе с ним»; ломали гребень и бросали в огонь; бросали в реку и т. п.
Чесальный гребень у всех славян использовался в качестве оберега от нечистой силы, порчи, болезней. Гребень или веретено клали в колыбель, чтобы ребенок спал спокойно. У сербов новорожденных защищали от вештиц и других демонов одним или двумя составленными гребнями, между которыми помещали головку ребенка. На эти гребни должны были «наколоться» вештицы. В Шумадии гребни оставляли в местах, где опасались появления демонов. В юго-западной Болгарии (Каменица) гребни ставили над умершим и зажигали на них свечи, чтобы защитить дом в случае, если покойник станет вампиром.
Южные славяне, особенно сербы, считали гребень действенным средством защиты скота от волков. От Сочельника до Крещения женщины не прикасались к гребням и держали их соединенными, чтобы «запереть» пасть волку. Во многих районах Сербии в Рождественский сочельник совершали ритуальный прогон скота между двумя гребнями, после чего гребни соединяли зубьями и помещали над входом в загон. Соединяли гребни и в случае, когда скот терялся, — это должно было уберечь его от волчьих зубов. Этот же прием применялся и против колдовства, порчи и болезней. Для опознания ведьмы два гребня ставили так, чтобы между ними прошла подозреваемая в ведовстве, после чего гребни соединяли, а ведьма приходила просить, чтобы их разъединили, так как составленные гребни причиняли ей боль (сербы).
Гребень известен и как лечебное средство: в Полесье, когда заболевала корова, хозяйка выносила гребень и забрасывала его на грушу, где он должен был лежать неделю, после чего его мыли и использовали по назначению. В Пиринской Македонии (район Разлога) знахарка вела больного к реке, наклоняла его над водой и чесала железным гребнем от лба до пупа, потом макала гребень в воду и произносила заговор. Так лечили болезнь сугреби, «собирая» ее в гребень.
Гребень — характерный атрибут многих мифологических персонажей: богинки, русалки, женского водяного духа и др., которые в быличках расчесывали свои длинные волосы.
Как орудие порчи гребень использовался в свадебном обряде: два чесальных гребня ставили по обе стороны дороги, а когда молодые проходили, их соединяли; после этого молодые всю жизнь ссорились (сербы).
Как средство приумножения гребень:
- клали в мешок с семенами, чтобы жито было «частым», как его зубья, или помешивали им семена, приготовленные к севу;
- закапывали гребень в первую борозду, а вечером забирали домой (сербы и македонцы);
- расчесывали овец, а вычесанную шерсть и сломанный гребень бросали в загон к овцам, чтобы у них было больше шерсти (русские).
Япония
Гребень (куши) играет важнейшую роль в японской мифологии.
Гребень Ицанаги — создателя мира, наделен сверхъестественной способностью к превращениям:
- он защищает бога
- от «ужасных самок», которые его преследуют,
- от страшного дракона, пытающегося его проглотить;
- превращается в бамбуковую рощу;
- один из зубцов служит факелом, с помощью которого бог разыскивает свою жену в Стране мертвых, чтобы вывести ее оттуда.
Духовная сила, посредник между небом и людьми, священный знак, используемый, когда человеческое существо вступает в связь с Ками. Считался неким центром, подобным оси или ступице колеса. Символ соединения воедино человеческой силы, благородства, веры в Бога,— всего, наиболее ценного и индивидуального из черт его личности. Зубцы гребня выполняют функцию защиты различных составных частей человеческой личности, соединенных с его помощью в одно целое.
Вставленный в прическу женщины гребень, превращает ее в дочь Ками.
Согласно преданию, император Сюдзин, вверив своей дочери божественное зеркало богини Аматерасу, воткнул ей в волосы гребень прощания.
Сикхизм
Один из трёх культовых объектов, обязательных для ношения каждым сикхом.
Христианство
Железный гребень, напоминающий чесалки для шерсти — один из атрибутов Св. Власия. По приказу императора Ликиния такими гребнями из железа терзали его тело.
Щетка, типа той, какой пользуются чесальщики шерсти, атрибут:
- Блэйз, Св. — епископа;
- Лаврентий, Св. — лежит на земле святого.
См.т.ж. Медовые соты. (???)
Психология
У Хуана Керлота указывается на ассоциацию между гребнем и обглоданным рыбьим хвостом — знаком погребения или жертвы (в частности, пожирания).
Литература
- Толстая С. М. Однимённая статья в SMES
Иллюстрации
Примечания
- ↑ KERL-19