Кассандра: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
− | [[Изображение:00-03-064-000.jpg|250px|thumb|right|Кассандра у алтаря Афины. IV в до н. э. | + | [[Изображение:00-03-064-000.jpg|250px|thumb|right|Кассандра у алтаря Афины. IV в до н. э.]] |
+ | [[Изображение:00-03-065-000.jpg|250px|thumb|right|Клитеместра убивает Кассандру. Фрагент росписи килика из Спины. Ок. 420 г. до н. э.]] | ||
+ | Трагический женский образ, дочь троянского царя [[Приам]]а и Гекубы. Прорицательница и жрица Аполлона, который наградил её даром предсказания в надежде сделать Кассандру своей возлюбленной. Приняв дар, она однако осталась неприступной, чем весьма разочаровала бога. Аполлон внес в свой дар одно добавление: пусть Кассандра предвидит будущее, но никто ей не станет верить. Так остались тщетными её предостережение о Парисе, который принесет несчастье Трое, и о его поездке в Спарту, и, наконец, пророчество о гибели Трои от деревянного коня греков. После падения Трои Кассандру в качестве рабыни доставили в Микены, где она вскоре была убита. | ||
Почиталась в храме вблизи Амикл, места ее захоронения, под именем Александры. | Почиталась в храме вблизи Амикл, места ее захоронения, под именем Александры. | ||
Строка 30: | Строка 32: | ||
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кассандра, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3814 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 627 Словарь)] | [Мифы народов мира. Энциклопедия: Кассандра, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3814 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 627 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 14:11, 9 июня 2023
Трагический женский образ, дочь троянского царя Приама и Гекубы. Прорицательница и жрица Аполлона, который наградил её даром предсказания в надежде сделать Кассандру своей возлюбленной. Приняв дар, она однако осталась неприступной, чем весьма разочаровала бога. Аполлон внес в свой дар одно добавление: пусть Кассандра предвидит будущее, но никто ей не станет верить. Так остались тщетными её предостережение о Парисе, который принесет несчастье Трое, и о его поездке в Спарту, и, наконец, пророчество о гибели Трои от деревянного коня греков. После падения Трои Кассандру в качестве рабыни доставили в Микены, где она вскоре была убита.
Почиталась в храме вблизи Амикл, места ее захоронения, под именем Александры.
«Кассандровы речи» — выражение, означающее оставшиеся неуслышанными верные предостережения.
- Греческий воин тащит Кассандру с Палладия. Роспись сосуда. Ок. 330 г. до н.э. (Лондон, Британский музей)
- Аякс стаскивает Кассандру с Палладиума на глазах у Приама. Помпеи, дом Менандра
- Кассандра. Эвелин де Морган
- Меньший Аякс тащит Кассандру к Палладиону (статуе Афины). Аттическая краснофигурная гидрия работы художника Клеофрада. Ок. 480-475 гг. до н.э. (Национальный музей, Неаполь)
(K a s s a n d r a) - дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах Кассандра выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит. Даром провидения наделил девушку домогавшийся ее любви Аполлон, и, когда Кассандра отказалась ответить ему взаимностью, бог в отместку ей сделал так, что ее вещие слова не стали принимать всерьез. По более позднему варианту мифа, Кассандра вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар еще в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине).
Она первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые впоследствии навлек юный царевич. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня, но ее прорицаниям опять не поверили.
В ночь падения Трои Кассандра искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел ею. Как пленница Кассандра досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу. В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм Кассандры, отождествляемой с местным божеством Александрой.
Трагической образ Кассандры, вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запечатлен в "Агамемноне" Эсхила и "Троянках" Еврипида, в то время как в поэме "Александра" поэта III в. до н.э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную Кассандру, приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества дочери.
МНМ
- Кассандра — греч. Кassandra
В греческой мифологии дочь Приама и Гекубы. Уже в киклических поэмах К. выступала как пророчица, предсказаниям которой никто не верит (см. рис.). Даром провидения наделил К. домогавшийся её любви Аполлон, и, когда К. отказалась ответить ему взаимностью, Аполлон в отместку ей сделал так, что её вещие слова не стали принимать всерьёз (Aeschyl. Agam. 1202-12). По более позднему варианту мифа, К. вместе с братом-близнецом Еленом получила пророческий дар ещё в детстве от священных змей в храме Аполлона (на троянской равнине). К. первой опознала Париса, явившегося на состязания в Трою, и хотела его убить, чтобы избавить родину от бедствий, которые Парис потом навлёк на Трою. Она уговаривала Париса отказаться от бракосочетания с Еленой, а затем убеждала троянцев не верить словам Синона и не вводить в Трою деревянного коня (в котором скрывалась засада ахейцев) (Apollod. epit. V 17), но её прорицаниям опять не поверили. В ночь падения Трои К. искала убежища у алтаря Афины, но была отторгнута от него Аяксом, сыном Оилея, который насильно овладел К. (V 22). Как пленница К. досталась в добычу Агамемнону и погибла вместе с ним от руки Клитеместры, увидевшей в ней соперницу (см. рис.) (Ноm. Od. XI 421-23; Aeschyl. Agam. 1256-63; 1438-47). В историческую эпоху в ряде мест Пелопоннеса (в Амиклах, Микенах, Левктре) указывали могилу и храм К., отождествляемой с местным божеством Александрой (Paus. II 16, 6; III 19, 6; III 26, 4).
Трагический образ К., вещающей в пророческом экстазе страшные видения будущего, запёчатлён в «Агамемноне» Эсхила (1035—1330) и «Троянках» Еврипида (294—461), в то время как в поэме «Александра» поэта 3 в. до н. э. Ликофрона отражена сравнительно поздняя версия мифа, согласно которой Приам велел запереть безумную К., приставить к ней стража и поручил ему записывать пророчества К.
Лит.: Davreux J., La lйgende de la prophйtesse Caasandre, P., 1942.
B. H. Ярхо
Миф нашёл отражение в античном изобразительном искусстве (фрески в Помпеях и Геркулануме, рельефы, резные камни и др.); в вазописи особенно была распространена сцена отторжения К. от алтаря Афины Аяксом.
Европейская драматургия 16-18 вв. редко обращалась к образу, наиболее значительные трагедии нач. 20 в.: «К.» Г. Эйленберга, Леси Украинки и П. Эрнста. Получили распространение переводы и переделки сцены гибели К. из трагедии Эсхила «Агамемнон», в том числе в русской литературе 19 в. («К. в чертогах Агамемнона» А. Ф. Мерзлякова, «К.» А. Н. Майкова). В поэзии трагический образ пророчицы К. создали Ф. Шиллер (баллада «К.»), В. К. Кюхельбекер (поэма «К.»).
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Кассандра, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 3814 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 627 Словарь)]