Тиресий: различия между версиями
(а) |
м |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 16: | Строка 16: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Файл:00-03-335-000.jpg|200px|Одиссей и тень Тиресия. Роспись кратера (деталь). Нач. IV в. до н. э. | + | [[Файл:00-03-335-000.jpg|200px|Одиссей и тень Тиресия. Роспись кратера (деталь). Нач. IV в. до н. э.]] |
− | [[Файл:00-04-549-000.jpg|200px| | + | [[Файл:00-04-549-000.jpg|200px| ]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 16:21, 9 июня 2023
В греческой мифологии сын нимфы Харикло, потомок спартов, фиванский прорицатель. По одной из версий, изложенной в гимне Каллимаха «На омовение Паллады», Тиресий, будучи юношей, случайно увидел Афину обнаженной во время её купания и был за это ослеплён богиней, но затем по просьбе Харикло Афина возместила Тиресию потерю зрения даром прорицания. По другой версии, Тиресий, увидев спаривающихся змей, ударил их палкой, и за это был превращён в женщину; вновь стать мужчиной ему удалось только после того, как спустя семь лет он снова подстерёг двух змей в том же состоянии[1] и ударил их[2]. Поэтому, когда между Зевсом и Герой возник спор о том, какая из двух сторон получает большее наслаждение при половом общении, они попросили Тиресия рассудить их, так как он знает свойства обоих полов. Тиресий ответил, что наслаждение, испытываемое женщиной, в девять раз превышает ощущения мужчины, и за это был ослеплён разгневанной Герой, а Зевс наделил его даром прорицания и продолжительностью жизни, в семь раз превышающей обычную[3]. Существенна роль престарелого Тиресия как прорицателя в «Царе Эдипе» и «Антигоне» Софокла, в «Финикиянках» Еврипида. Тиресий не утратил пророческих способностей и после смерти, настигшей его при бегстве из Фив во время похода эпигонов[4]; Одиссей спускается в подземный мир, чтобы услышать от Тиресия предсказание о своём будущем[5]. |
См. также: |
Литература
- Ярхо В. Н. Одноимённая статья в MNME