Даная: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:греция») |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
:[[Греческая мифология]] | :[[Греческая мифология]] | ||
− | [[Файл:00-02-877-000.jpg|250px|thumb|right|Тициан Вечеллио. Даная. 1545-1546 гг. | + | [[Файл:00-02-877-000.jpg|250px|thumb|right|Тициан Вечеллио. Даная. 1545-1546 гг.]] |
− | [[Файл:00-02-878-000.jpg|250px|thumb|right|Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647 гг. | + | [[Файл:00-02-878-000.jpg|250px|thumb|right|Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. 1636-1647 гг.]] |
Корреджо "Даная", 1530 г | Корреджо "Даная", 1530 г | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусств" (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан (см. рис.), Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я. Йорданс, Н. Пуссен, Рембрандт (см. рис.), А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.). | Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусств" (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан (см. рис.), Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я. Йорданс, Н. Пуссен, Рембрандт (см. рис.), А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.). | ||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
− | |||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Литература</font></div>== | ||
Строка 53: | Строка 35: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания и комментарии</font></div>== | ||
<small><references /></small> | <small><references /></small> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:греция]] |
Текущая версия на 16:22, 9 июня 2023
Корреджо "Даная", 1530 г
Тициан "Даная", 1553
Рембрандт "Даная", 1636
Дочь аргосского царя Акрисия. Было предсказано, что царь будет убит внуком, и он заточил Данаю в башню из бронзы, чтобы оградить ее от кого бы то ни было. Зевс проник к ней, обратившись золотым дождём («Мет.», 4:611). Родившийся от этой связи Персей, впоследствии случайно убил своего деда, метнув диск.
Ко времени средневековья стала символом целомудрия, олицетворением девственного (мистического) зачатия благодаря божественному вмешательству; как и сюжет «Гедеонова шерсть» - прообраз Благовещения.
Сюжет популярен у художников Ренессанса как повод изобразить обнаженную натуру.
Даная среди подушек на своем ложе, всматривается вверх: из облака на нее падает золотой свет или дождь (иногда в виде монет).
МНМ
- Дана́я (греч.) Danan
В греческой мифологии дочь аргосского царя Акрисия и Аганиппы (Hyg. Fab. 63). Узнав от оракула, что ему суждена смерть от руки внука, Акрисий заключил дочь в подземный медный терем и стерёг её. Однако Зевс проник в терем золотым дождём, и Д. родила сына Персея. По приказу отца Д. с сыном в заколоченном ящике были брошены в море. Ящик прибило к острову Сериф, где Диктис вытащил его и спас Д. и Персея. Царь острова Полидект, брат Диктиса, влюбившись в Д., решил услать возмужавшего Персея за головой горгоны, чтобы от него не было помех. По возвращении на остров с головой горгоны Персей нашёл мать вместе с Диктисом у алтаря богов, где она искала убежища от преследований Полидекта. Показав Полидекту голову горгоны, Персей обратил его в камень. Диктис стал правителем острова, а Д. с сыном отправились повидать Акрисия, но тот, опасаясь исполнения предсказания, бежал из Аргоса (впоследствии Персей случайно убил Акрисия во время гимнастических состязаний) (Apollod. II 4, 1-4). По другой версии, Полидект женился на Д. и воспитывал Персея. Д. вместе с сыном вернулась в Аргос после того, как во время игр в честь погибшего Полидекта Персей диском случайно убил Акрисия (Hyg. Fab. 63).
A. A. Тахо-Годи
Образ Д. нашёл воплощение в античном изобразительном искусств" (произведения вазописи, помпейские фрески и др.). В европейском искусстве ранее всего использовался в книжной миниатюре, а с нач. 16 в. широко распространился в живописи, особенно в эпоху барокко (Л. Лотто, Корреджо, Ф. Приматиччо, Тициан (см. рис.), Я. Тинторетто, П. Веронезе, А. Блумарт, Я. Йорданс, Н. Пуссен, Рембрандт (см. рис.), А. Куапель, Дж. Б. Тьеполо и др.).
Литература
- Одноимённая статья в MNME
Примечания и комментарии