Амалфея: различия между версиями
м |
м (Замена текста — «Категория:Греческая мифология» на «Категория:Греция») |
||
Строка 34: | Строка 34: | ||
А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амалфея, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 396 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 66 Словарь)] | А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амалфея, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 396 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 66 Словарь)] | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 22:55, 9 июня 2023
≈ Амалфея /
(Hyg. Fab. 139; Ovid. Fast. V 115-128)
Греч. нимфа, дочь критского царя, вскормившая Зевса козьим молоком в пещере горы Ида на Крите, где Рея спрятала его Кроноса. Слуги Реи – куреты и корибанты бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребенка, забавляя его по просьбе Амалтеи своими плясками (Callim. Hymn. I 4654).
По другой версии, – божественная коза, молоком которой питался будущий громовержец. В пещере она была спрятана за то, что устрашила некогда титанов (Ps.-Eratosth. 13). Впоследствии была вознесена на небо как звезда Капелла – коза, - в созвездии Возничего.
Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия,
Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия. Тот, кто держал его в руках, мог получить все, что он хотел. Неизменный атрибут богини мира Эйрене, бога богатства - Плутоса и всех благодетельных божеств.
Шкура Амалтеи служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами, отсюда Зевс-Эгиох (Diod. V 70,6).
В мифе отразились древние зооморфные и тератоморфные черты греческой мифологии.
В послеантичную эпоху миф находил воплощение главным образом в изобразительном искусстве:
Джулио Романо,
С. Роза,
Я. Иорданс,
Н. Пуссен
Среди произведений пластики "Младенец Юпитер, фавн и коза Амалфея" Л. Бернини.
МНМ
- Амалфея
- Амалтея
- гр. Amalteia
В греческой мифологии нимфа, по другой версии, коза, вскормившая своим молоком младенца Зевса на Крите, в пещере горы Ида (Hyg. Fab. 139; Ovid. Fast. V 115-128), где его спрятала мать Рея, спасая от Кроноса. Слуги Реи - куреты и корибанты бряцанием оружия и щитов заглушали плач ребёнка, забавляя его по просьбе А. своими плясками (Callim. Hymn. I 46-54). Случайно сломанный рог козы Зевс сделал рогом изобилия, а её вознес на небо (звезда Капелла в созвездии Возничего). В критской пещере А. была спрятана за то, что устрашила некогда титанов (Ps.-Eratosth. 13). Шкура А. служила Зевсу щитом-эгидой в борьбе с титанами, отсюда Зевс-Эгиох (Diod. V 70,6). Рог изобилия был символом богини мира Эйрене и бога богатства Плутоса. В мифе об А. отразились древние зооморфные и тератоморфные черты греческой мифологии (см. рис.).
А. А. Тахо-Годи [Мифы народов мира. Энциклопедия: Амалфея, С. 1 и далее.Мифы народов мира, С. 396 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 66 Словарь)]