Музы: различия между версиями

Материал из StudioSyndrome
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
м
 
Строка 128: Строка 128:
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>==
 
<references />
 
<references />
[[Категория:Греческая мифология]]
+
[[Категория:Греция]]

Текущая версия на 05:54, 10 июня 2023

Симон Вуэ. Аполлон и музы. Втор. четв. XVII в.
Аполлон и муза.Роспись килика из Вари. Втор. четв. V в. до н. э.
Рафаэль (мастерская). Парнас. Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1510-1511 г.
Рафаэль (мастерская). Поэзия. Станца делла Сеньятура в Ватикане. 1510-1511 г.

► девять аспектов женской силы Богини;

Богини творческого вдохновения, спутницы Аполлона. Обитают на горе Парнас.

Дочери Юпитера и титаниды Мнемосины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд.

Первоначально были нимфами источников, обладающих силой давать вдохновение (Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон, Кастальский источник на горе Парнас), потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники.

На картинах художников они обычно сопровождают Аполлона или в одиночку представляют то или иное искусство.

Вошедшие в широкий обиход символические образы художественного вдохновения:

«Счастлив тот, кого музы любят: сладкая речь течет с его губ» (Гесиод).

Согласно греческим мифам, они были произведены на свет отцом богов Зевсом и нимфой Мнемосиной (память), чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов.

Священными горами были Парнас и Геликон; священными источниками — Кастальский у Дельфов («глоток его воды вовлекает поэтов в пение») и «конский источник» Иппокрена; ею своими копытами выбил из скалы крылатый конь Пегас.

В гимназиях «ключом» к запоминанию имен муз было выражение «Клио-Ме-Тер-Тал-Эв-Эр-Ур-По-Кал».

По преданию, первоначально было только три музы, девятка рассматривается как возведенная в степень триада.

В изобразительном искусстве они представлены как молодые женщины в обществе бога Солнца Аполлона

«Так как благодаря музам, благодаря далеко поражающему Аполлону происходит то, что есть на земле певцы и арфисты». (Гесиод).

"Аполлон Мусагет с кифарой в руках и в венце из лавровых веток предводительствует хором муз.

Со временем установились их число — девять, и сфера влияния среди наук и искусств.

Их атрибуты, особенно музыкальные инструменты, изменчивы, что затрудняет их идентификацию.

В XVII—XVIII вв. некоторые музы изображались без атрибутов.

Наиболее постоянны шар и компас Урании и флейта Эвтерпы.

Начиная с XVII в. обычно придерживались атрибутов, которыми наделил их Рипа в своей «Иконологии».

Каллиопа эпическая поэзия труба

дощечка и стиль;

с XVII в. — книги («Илиада», «Одиссея», «Энеида»);

держит лавровый венок.

Клио героический эпос, история

книга;

свиток или дощечка и стиль;

иногда лебедь;

с XVII в. книгой может быть «Геродот» или «Фукидид»;

лавровый венок;

труба.

Мельпомена трагедия рог;

трагические маски;

с XVII в. меч или кмнжал;

корона в руке;

скипетры, лежащие у её ног (сценический реквизит).

Полигимния (Полимния) гимническая поэзия, героические гимны

портативный орган, реже лютня или другой инструмент.

Талия комедия, пасторальная поэзия

свиток;

небольшая виола, реже — другие инструменты;

с XVII в. — маски.

Терпсихора танец и хоровое пение виола, лира или другой струнный инструмент;

с XVII в. — часто арфа;

увенчана короной из цветов.

Ураная дидактическая поэзия, астрономия

шар и циркуль;

с XVII в. увенчана полумесяцем из звезд.

Эвтерпа музыка, игра на флейте, лирическая поэзия

флейта, часто двойная (авлос);

иногда труба или другой инструмент;

с XVII в. её волосы украшены гирляндой цветов.

Эрато лирическая и любовная поэзия

тамбурин, лира или, реже, треугольник или виола;

иногда лебедь;

с XVII в. у её ног путто.

МНМ

Музы, мусы греч. Мousai — «мыслящие»
аониды, аонийские сестры - по местности Аония около горы Геликон, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды [1]

В греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Неs. Theog. 52-54, 915—917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М. — хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М. — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).

О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М., будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона (см. рис.). От Зевса и Каллиопы [(Strab X 3, 19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические M. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). M. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет — «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вёл за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).

Олимпийские М. классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1 — 103). Функции M. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато — М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комической маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона (см. рис.), получившего имя Мусагет (I 2, 5).

Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 37 — 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуanсй P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P., 1937; Сurtius E. R., Die Musen, в его кн.: Europдische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [1954], S. 235-52; Otto W. E., Die Musen und der gцttliche Ursprung des Singens und Sagens, [Dьsseldorf — Kцln, 1955].

А. Ф. Лосев

[Мифы народов мира. Энциклопедия: Музы, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5275 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 179 Словарь)]

Примечания

  1. Прозвища от мест обитания муз.