Музы: различия между версиями
м |
м |
||
Строка 128: | Строка 128: | ||
==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ==<div style="font-size:70%"><font color="#669999">Примечания</font></div>== | ||
<references /> | <references /> | ||
− | [[Категория: | + | [[Категория:Греция]] |
Текущая версия на 05:54, 10 июня 2023
► девять аспектов женской силы Богини;
Богини творческого вдохновения, спутницы Аполлона. Обитают на горе Парнас.
Дочери Юпитера и титаниды Мнемосины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд.
Первоначально были нимфами источников, обладающих силой давать вдохновение (Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон, Кастальский источник на горе Парнас), потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники.
На картинах художников они обычно сопровождают Аполлона или в одиночку представляют то или иное искусство.
Вошедшие в широкий обиход символические образы художественного вдохновения:
«Счастлив тот, кого музы любят: сладкая речь течет с его губ» (Гесиод).
Согласно греческим мифам, они были произведены на свет отцом богов Зевсом и нимфой Мнемосиной (память), чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов.
Священными горами были Парнас и Геликон; священными источниками — Кастальский у Дельфов («глоток его воды вовлекает поэтов в пение») и «конский источник» Иппокрена; ею своими копытами выбил из скалы крылатый конь Пегас.
В гимназиях «ключом» к запоминанию имен муз было выражение «Клио-Ме-Тер-Тал-Эв-Эр-Ур-По-Кал».
По преданию, первоначально было только три музы, девятка рассматривается как возведенная в степень триада.
В изобразительном искусстве они представлены как молодые женщины в обществе бога Солнца Аполлона
«Так как благодаря музам, благодаря далеко поражающему Аполлону происходит то, что есть на земле певцы и арфисты». (Гесиод).
"Аполлон Мусагет с кифарой в руках и в венце из лавровых веток предводительствует хором муз.
Со временем установились их число — девять, и сфера влияния среди наук и искусств.
Их атрибуты, особенно музыкальные инструменты, изменчивы, что затрудняет их идентификацию.
В XVII—XVIII вв. некоторые музы изображались без атрибутов.
Наиболее постоянны шар и компас Урании и флейта Эвтерпы.
Начиная с XVII в. обычно придерживались атрибутов, которыми наделил их Рипа в своей «Иконологии».
Каллиопа эпическая поэзия труба
дощечка и стиль;
с XVII в. — книги («Илиада», «Одиссея», «Энеида»);
держит лавровый венок.
Клио героический эпос, история
книга;
свиток или дощечка и стиль;
иногда лебедь;
с XVII в. книгой может быть «Геродот» или «Фукидид»;
лавровый венок;
труба.
Мельпомена трагедия рог;
трагические маски;
с XVII в. меч или кмнжал;
корона в руке;
скипетры, лежащие у её ног (сценический реквизит).
Полигимния (Полимния) гимническая поэзия, героические гимны
портативный орган, реже лютня или другой инструмент.
Талия комедия, пасторальная поэзия
свиток;
небольшая виола, реже — другие инструменты;
с XVII в. — маски.
Терпсихора танец и хоровое пение виола, лира или другой струнный инструмент;
с XVII в. — часто арфа;
увенчана короной из цветов.
Ураная дидактическая поэзия, астрономия
шар и циркуль;
с XVII в. увенчана полумесяцем из звезд.
Эвтерпа музыка, игра на флейте, лирическая поэзия
флейта, часто двойная (авлос);
иногда труба или другой инструмент;
с XVII в. её волосы украшены гирляндой цветов.
Эрато лирическая и любовная поэзия
тамбурин, лира или, реже, треугольник или виола;
иногда лебедь;
с XVII в. у её ног путто.
МНМ
- Музы, мусы греч. Мousai — «мыслящие»
- аониды, аонийские сестры - по местности Аония около горы Геликон, парнасиды, касталиды, ипокрениды, пиэриды [1]
В греческой мифологии дочери Зевса и Мнемосины. М. — богини поэзии, искусств и наук, девять сестёр, рождённых в Пиэрии и носящих имя «олимпийские» (Неs. Theog. 52-54, 915—917; Hymn. Hom. III 429 след.). Их имена: Каллиопа, Клио, Мельпомена, Эвтерпа, Эрато, Терпсихора, Талия, Полигимния, Урания; все они, за исключением Урании («небесная») и Клио («дарующая славу»), указывают на связь с пением, танцем, музыкой, наслаждением. Эти олимпийские М. восходят к архаическим М. — хтоническим существам. По сообщению Павсания, первыми, кто почтил М. и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ М. и дали им имена, считая, что М. только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число М. (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие М. — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1-5).
О хтоническом прошлом М. свидетельствует также то потомство, которое М., будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона (см. рис.). От Зевса и Каллиопы [(Strab X 3, 19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические M. назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). M. именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. М. и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и М., Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2-3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических М. возглавлял Дионис Мусагет — «водитель М.». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вёл за собой хороводы (I 2, 5). М. жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).
Олимпийские М. классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, то есть они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические М. неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1 — 103). Функции M. постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху М. превратились в символические образы: Эрато — М. лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — М. эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — М. истории с теми же атрибутами, Мельпомена — М. трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — М. серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — М. танца с лирой и плектром, Талия — М. комедии с комической маской, Урания — М. астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают М. обычно под водительством бога искусств Аполлона (см. рис.), получившего имя Мусагет (I 2, 5).
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского городского педагогического института им. Ленина», 1953, т. 72, в. 3, с. 37 — 40; его же. Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957, с. 306-13; Воуanсй P., Le culte des muses chez les philosophes grecs, P., 1937; Сurtius E. R., Die Musen, в его кн.: Europдische Literatur und lateinisches Mittelalter, 2 Aufl., Bonn, [1954], S. 235-52; Otto W. E., Die Musen und der gцttliche Ursprung des Singens und Sagens, [Dьsseldorf — Kцln, 1955].
А. Ф. Лосев
[Мифы народов мира. Энциклопедия: Музы, С. 3 и далее. Мифы народов мира, С. 5275 (ср. Мифы народов мира. Энциклопедия, С. 179 Словарь)]
Примечания
- ↑ Прозвища от мест обитания муз.