Чистилище: различия между версиями
(а) |
м (Замена текста — «|ссылка=Special:FilePath/00-00-000-000.jpg» на «») |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | [[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
| width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | | width="200px" valign="top" align="left" bgcolor="#F5F5F5" | | ||
− | [[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px | + | [[Изображение:00-00-000-000.jpg|2px]] |
См. также: | См. также: |
Текущая версия на 00:48, 12 июня 2023
|
См. также: |
≈ лат. purgatorium
► духовное очищение или совершенствование.
◄ огонь, подобный пламени ада, но ограниченный во времени.
Символизм восходит к опытам в металлургии и алхимии: очистка — металлургическое понятие!
Античность
Мысль об облагораживании души, встречающаяся уже в диалоге Платона «Горгий».
Христианство
В католической традиции место в потустороннем мире, где находятся души умерших, к которым «Господь милостив»: те, чьи грехи не являются смертными и возможно их прощение, должны пройти через пламя чистилища перед тем, как попадут на небеса. Церковь мыслит себя соединенной с такими «несчастными душами» сверхъестественной единой судьбой, взаимозависимостью.
Идея была вычленена из канонических текстов такими отцами церкви как Тертуллиан, Амвросий и Августин к середине 2 в. н. э. и распространилась настолько, что на надгробных плитах содержались эпитафии с молитвами о прощении душ умерших верующих.
В книге Иакова Ворагинского «Золотая легенда» (ок. 1270) в разделе «О всех верующих душах упоминание» изложены разнообразные не лишенные символики средневековые представления о загробном мире.
Иконографически предстает в виде антропоморфных душ умерших, взывающих из пламени. Те души, что искупили свои прегрешения соответствующим сроком мучений, возносят на небеса ангелами.
Иллюстрации
Чистилище по «Легенде о святых» В. Ауэра, 1890 г.
МНМ
- лат. purgatorium
В католическо-христианских представлениях место, где души умерших очищаются от грехов перед вступлением в рай. Чистилище понимается как некое промежуточное место загробного мира между раем и адом, где души умерших, не попавших сразу в рай или ад и не отягчённых смертными грехами, горят в очищающем огне; когда их грехи будут искуплены, они получат доступ в рай. Представление о Чистилище как о втором «потустороннем царстве» систематизировал и развил Данте в «Божественной комедии». Он помещает Чистилище на земле (в соответствии с некоторыми преданиями средневековья). Оно высится в центре океана южного полушария огромной горой, имеющей форму усечённого конуса и образовавшейся при низвержении Люцифера с неба в преисподнюю. В Чистилище — семь кругов, в каждом из которых с чела грешника смывается печать одного из семи смертных грехов; достигнув земного рая на вершине горы Чистилища, очищенные души возносятся на небеса. Расположенная в южной точке земного диаметра гора Чистилища геометрически противополагается Иерусалиму, находящемуся в северной точке, так как совершённый в земном раю первородный грех Адама был искуплен на Голгофе кровью Христа (Чистилище, песнь II 1-6).
См. также Мытарства.
Основные значения: |
См. также: |
Литература
Примечания и комментарии